Ближайшие «Семейные расстановки» 14-15 декабря 2024г. Запись по телефону 8-913-857-57-71
Людмила Попова
Боди-арт – восхитительный способ пробуждения женственности или мужественности (его ведь посещают и мужчины), прекрасный способ избавления от застарелых проблем, обид, комплексов. Но для тех, кто собирается посетить в первый раз, должна напомнить, что это прежде всего психологический тренинг.
Что я имею в виду? А то, что особенно важно пройти этот тренинг людям, привыкшим полностью контролировать любой момент своей жизни. Люди редко задумываются о том, что жесткий самоконтроль способен разрушить не только их мечты и планы, но и саму жизнь. Представьте такую картину: вы собираетесь на свидание (не важно, с кем, с любимым человеком, финансовым инспектором или с родителями) и при этом четко планируете, что вы наденете, на каком транспорте поедете, что скажете при встрече, что вам ответят…
Одна молодая женщина на тренинге искренне удивилась во время расстановки, что вновь всплыла та же самая проблема, которую она несколько раз отрабатывала раньше.
- Да сколько можно! – заплакала она, - я как будто на одном и том же месте топчусь! Может, нет смысла выбираться из этого, а надо с этим как-то жить?
Этот парадокс заметил еще Жванецкий. Когда бывшие влюбленные при случайной встрече начинают осыпать друг друга упреками:
- Если бы ты не сделала…
- Если бы ты сделал…
- Ты никогда…
- Ты всегда…
Значит, где-то еще затаилась страсть, боль, любовь.
А если при встрече:
- Привет, как дела?
- Все хорошо, спасибо.
- Привет семье…
Вот это конец. Любви больше нет.
Фильм «Знакомьтесь – Джо Блек» - не из тех, о которых говорят «Это мой любимый фильм!» Там речь идет о смерти, о праве человека на отсрочку, он учит достоинству, любви и милосердию, но легким и увлекательным его не назовешь. Над этим фильмом надо думать. Изредка я пересматривала этот фильм, но до конца понять его смогла, только пережив близость собственной смерти. Этот фильм, как серьезный тренинг, учит бережно относиться к жизни и воспринимать ее, как подарок.
В пьесе Горького «Васса Железнова» героиня именно так определила значение этого понятия. Свекровь – мать сына, то есть носителя фамилии, а фамилия с древних времен - опознавательный знак рода. Иногда на тренингах конфликты между свекровью и снохой проявляются ярко, иногда проходят тихо, фоном, сопутствующим основной проблеме, но в любом случае они отрабатываются.
Чаще с проблемой взаимоотношений со свекровью приходят молодые женщины, которые жалуются на свекровь – она вмешивается в отношения с мужем, неправильно воспитывает детей (внуков) или, наоборот, не помогает их воспитывать, она скупая, капризная и т.д. Гораздо реже на тренинг приходят представительницы другой стороны. Возможно, поэтому расстановка, проведенная по желанию свекрови, так запомнилась.
Мама - человек, с которым каждый начинает свою жизнь. С первых часов, когда происходит таинство зарождения новой жизни, с первых клеток нового человека... Все эти сокровенные события (за некоторым исключением) разворачиваются в организме женщины. Мама дарит защиту, безопасность, питание, развитие растущему малышу. Женщина вынашивает и рожает ребенка, иногда жертвуя своим здоровьем и даже жизнью. После рождения малыш продолжает получать любовь, заботу, безопасность на материнских руках. Мама кормит, защищает, поддерживает, жертвует сном и отдыхом, радуется первым словам, шагам крохи. Долгое время дитя живет в одном мире с мамой. Безусловно, в добрых партнерских и родительских отношениях отец вкладывает колоссальные ресурсы в становление своего ребенка, заботится о питании, крове, безопасности, развитии. Постепенно дети взрослеют, становятся более самостоятельными, обособляются от родителей.
Во всем существует свой порядок. Время течет, часы, дни, месяцы сменяют друг друга в четкой последовательности. Вот выдержка из сказки «12 месяцев» в обработке С.Маршака:
«Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут? … Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются…». Но, как мы все знаем, в сказке зимние месяцы посреди лютого мороза уступили на час место марту, чтобы добросердечная девочка, героиня сказки, смогла набрать подснежников для сумасбродной мачехи и ее дочери. Но то в сказке, в жизни же порядок времени соблюдается строго.
Сколько прекрасного вокруг! Какое удовольствие наблюдать восход солнца, голубое небо, парение птиц в вышине, каплю росы на лепестке. Какую радость доставляет возможность видеть глаза любимых и родных людей, развитие своего ребенка, его улыбку, первые шаги. Сколько эстетики в полотнах, скульптурах великих мастеров. Чтобы наслаждаться этим миром необходимо хорошее зрение. Ведь 80% информации об окружающей среде мы получаем с помощью зрительного анализатора.
Физиология зрения такова, что полноценное восприятие возможно только при условии здоровья обоих глаз. Тогда изображение от каждого из них сливается в единый образ и человек может видеть окружающий мир полноценно. При офтальмологических заболеваниях качество зрения снижается. Также страдает оно и в случае патологии одного из глаз, даже при полном здоровье второго. При одностороннем зрении получаемая картинка является плоской, двухмерной, сложнее различать объем и цвет, отсутствует пространственное восприятие.
На расстановку обратилась Алина. Молодая женщина ожидала первенца и беспокоилась о здоровье будущего ребенка, так как у его отца имеется патология зрения – один глаз плохо видит, «ленится», не имея при этом каких-либо значительных физических недостатков. У Алины вызывало большую тревогу возможность наследования этого состояния у ребенка. Чтобы увидеть причину заболевания глаз, была выполнена расстановка.
Речь пойдет не о знаменитом романе «Поющие в терновнике», а именно о его экранизации. В свое время экранизацию признали слабой, потому что в ней не были отражены темы войны, социальных отношений в Австралии первой половины ХХ века, которые в романе как раз имелись. Но с точки зрения исследования метода Хеллингера, для нас важна именно экранизация, которая отразила хронику жизни одной австралийской семьи.
В начале века Фиона, 16-летняя девушка из богатой семьи, влюбилась в известного в обществе, женатого человека. Понимая, что он ради нее от карьеры и от семьи не откажется, она решила оставить для себя хотя бы ребенка этого мужчины, чтобы жить ради ребенка. Общество от нее, конечно, отвернулось, и отец выдал ее замуж за простого фермера. Фиона покорно переносила тяготы жизни, родила пятерых сыновей и дочь. Но единственным любимым ребенком оставался для нее старший незаконный сын Френк. Увы, при такой жертвенной материнской любви Френк вырос очень несчастным, и судьба его сложилась трагически. Остальных сыновей тоже счастливыми не назовешь, они пошли в своего кровного отца – стали прекрасными работниками, но простоватыми и недалекими, кроме того, остались бобылями.
Прежде, чем рискнуть сделать свою бизнес-расстановку, я участвовала на тренингах Людмилы Поповой в организационных расстановках других участников. И тогда мне казалось: как это они (те, кто решил сделать такую расстановку) так по-глупому расставляют фигуры? Неужели не видят, что на роль бухгалтера лучше бы подошла, например, Зина, а на роль партнера – Маша или Петя!
Готовясь к собственной бизнес-расстановке, я заранее начертила для себя примерный планчик, и решила расставлять фигуры четко по нему. Не тут-то было… Во-первых, когда ставишь фигуры интуитивно, никакой «планчик» не срабатывает – тебя ведет какая-то сила в определенном направлении, а не в том, куда хотелось бы. Во-вторых, выбрав фигуры, и расставив их, я считала, что прекрасно подобрала «кадры», но когда фигуры заговорили, тут я такое услышала!
Как остроумно заметила одна из участниц, прошедшая боди-арт: «Боди-арт — те же расстановки по Хеллингеру, вид сбоку».
На семейных расстановках нарциссизм встречается не часто. За все годы практики по методу Хеллингера Людмила Попова лишь дважды работала с клиентами, подверженными этой опасности, но все же стоит об этом рассказать, поскольку большинство из нас – родители, и кто знает, как сложится жизнь наших детей.
Часто темой расстановок по методу Хеллингера становится болезнь детей. Ребенок, даже если он вырос, первым реагирует на проблемы семьи. И когда он начинает болеть, вести себя неадекватно, начинает употреблять алкоголь или наркотики, как ни парадоксально звучит, но это – проявление любви. Сам Берт Хеллингер объяснял участникам своих семинаров, что болезнью или проблемами ребенок без слов говорит родителю: «Лучше погибну я, чем ты!» Эту мысль трудно принять, но если вы ее принимаете, если готовы исправить такое положение вещей, тренинг по семейным расстановкам вам поможет.
В театральной среде этот термин означает красавца-мужчину, который, оставаясь равнодушным, лишь позволяет себя любить. В романе «Театр» Моэма, (как и в его экранизации), муж главной героини, например, годился только на амплуа «холодного любовника», так как настоящего актерского таланта не имел.
В своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн упоминал о том, что некоторые женщины играют во фригидность, манипулируя мужчинами. Он заметил, что, в свою очередь, есть и мужчины, которые играют во «фригидность», также манипулируя теми, кто их любит. Подробнее об этих играх вы можете прочесть на нашем сайте, в рубрике «Зарубежный опыт».
Экранизация романа Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби», да еще с несравненной Джулией Робертс в главной роли, – великолепная иллюстрация того, чему учат тренинги по семейным расстановкам.
Успешная молодая женщина, восемь лет в браке, дом – полная чаша, есть работа, друзья и т.д. И вдруг все рушится без всяких на то видимых причин. Героиня осознает, что глубоко несчастна. В чем же дело? А дело в том, что она выходила замуж молоденькой девочкой, но за восемь лет она выросла, сама того не осознавая. А муж остался тем же, он искренне не может понять, чего ей не хватает, да и сама она не может объяснить. А не хватает ей самой себя.
Чтобы укрепить силы, избавиться от стресса, решить многолетнюю проблему, одни греются на солнце, другие опускаются в ледяную прорубь, третьи включают классическую музыку, четвертые…
В общем, сколько людей, столько и способов вытащить себя из депрессии или болезни. Однако, тех способов, что здесь перечислены, хватает ненадолго, и через месяц-другой мы снова скатываемся в ту же яму собственных комплексов, уныния, страха перед жизнью…
Здесь не раз уже говорилось, что бизнес-расстановки и семейные расстановки проходят по-разному, и результаты у них разные. Если семейная расстановка помогает решить глубинные проблемы - здоровья, отношений, тянущиеся за человеком чуть ли не столетия, то бизнес-расстановка помогает справиться с теми задачами, которые предприниматель или руководитель решает фронтально – здесь и сейчас. Бывает, что хозяину просто надо рассадить двух болтунов или собутыльников по разным кабинетам, и работа уже налаживается, но случается и так, что при всех оптимальных для бизнеса условиях дело все-таки не движется. Так случилось и на этот раз.
Была в ХIХ веке такая популярная песенка из классики (музыка Бетховена, стихи Гете). А через сто лет американцы сняли фильм «День сурка», и после просмотра этого фильма бетховенская мелодия не выходит из головы — неужели «мой сурок» все еще со мною, никак не отвяжется?
Знаковый фильм «День сурка» - прямая иллюстрация метода Хеллингера. Ведущий новостей о погоде (какая-никакая, а знаменитость!) приезжает в захолустный городишко, который знаменит единственно тем, что там 2 февраля будят сурка: зверек должен оглянуться на свою тень и предсказать, скоро ли придет весна. Главный герой приезжает сюда уже в четвертый раз: и городишко ему надоел, и его обитатели, и сам ритуал с сурком... Как потом выяснится, не знал человек своего счастья!
На тренингах по методу Хеллингера иногда говорят об исключенных из рода. Это могут быть те, кто причинил близким какие-либо неприятности, стал убийцей или грабителем – о таком родственнике предпочитают не вспоминать. Это может быть ребенок, умерший во младенчестве, или даже выкидыш, о чем вообще вслух и говорить-то не принято. Расстановки показывают, что все эти исключенные из рода души продолжают влиять на ныне живущих. А кто-то из потомков берет на себя миссию – напоминать о забытой душе своим поведением, неудачами или болезнью. Сам основатель метода называл это «переплетениями» - об этом рассказывалось в прошлых материалах. Но иногда исключение из рода происходит совершенно необоснованно, из-за каких-то мелких, сиюминутных выгод. Исключенный из рода порой даже не знает, что о нем предпочли забыть. Но расплата за такое исключение ложится на тех, кто нарушил законы родственной любви, кто осознанно исключил близкого человека, кровного родственника из системы СВОЕГО рода.
На бизнес-расстановках, которые обычно заказывают руководители, главы фирм, часто встречается одна особенность: хозяин какого-либо бизнеса или руководитель предприятия, исследуя проблемы, возникшие в его фирме, с большим рвением переставляет фигуры заместителей своих сотрудников, когда требуется кого-то повысить в должности, с удовольствием привлекает в расстановку фигуру «материальной заинтересованности», для нужных фирме людей. Словом, творит добро со всей доступной ему щедростью. При этом фигура «денежного потока» часто остается где-то в стороне, а нередко она вынуждена вообще остаться за кругом, поскольку своего места уже не находит.
Удивительным открытием для меня стал тренинг Людмилы Поповой по боди-арту. Первоначально не могла понять, что даст мне в психологическом развитии, в духовном совершенствовании рисование на собственном теле и на телах людей группы? Воспринималось это как баловство, какая-то детская игра, шалость, и, честно скажу, было жалко тратить целых два выходных дня. Но интерес ко всему новому возобладал.
Женщина заказала бизнес-расстановку, чтобы понять, вернуться ли ей в бизнес или нет.
Она, педагог по образованию, после окончания вуза отправилась в Ленинград (это было еще советское время): работа ей очень нравилась, дети ее любили, она в них души не чаяла. Но тут наступили 90-е годы, зарплата копеечная, муж спился, детей нечем кормить. В это же время по наследству от бабушки ей достался дом, который она продала, и у нее на руках появилась крупная сумма денег. А дальше начались странности…
Женщина, которая пришла на тренинг, сама чувствовала, что живет не своей жизнью, а словно выполняет какую-то миссию. Она устала от непомерного чувства долга, который возложила на себя. Расстановка показала именно это: мама этой женщины тяжело болела, и дочь взяла на себя все проблемы и хлопоты мамы. Собственно, ситуация знакома многим – кто из нас не прибежит на помощь к самому близкому человеку, бросив все свои дела. Но расстановка показала и то, что дочь готова уйти в смерть вместо мамы. Но беда в том, что уходя в смерть вместо родителя, человек не решает проблему отца или матери. Только наполнившись своей жизненной энергией, он может помочь своим близким.
Это замечание из «Мастера и Маргариты» невольно вспоминается на семейных расстановках. Женщина делала расстановку на сына: симптом аллергии перешел к сыну от его кровного отца, с которым женщина развелась, когда мальчику было лет восемь.
У сына временами появлялась аллергия, но с возрастом исчезла. Он давно женат, имеет своих детей, в последнее время к нему аллергия вернулась.
Бизнес-расстановки делают, как правило, руководители организаций, хозяева компаний, предприниматели, а участники этих расстановок – остальные собравшиеся. Тем, кто заказывает расстановку по развитию бизнеса, это помогает выстроить стратегию своей компании, для них тренинг дает подсказку, реальный план. И о практической пользе таких расстановок не раз уже здесь говорилось.
Но я хочу обратить внимание на обычных участников бизнес-расстановок, выступающих в роли статистов. Им-то что может дать такой опыт? Они не руководят коллективом, не имеют партнеров или конкурентов. Однако, при внимательном отношении к себе бизнес-расстановка может дать очень многое, как дала она мне.