Здесь не раз уже говорилось, что бизнес-расстановки и семейные расстановки проходят по-разному, и результаты у них разные. Если семейная расстановка помогает решить глубинные проблемы - здоровья, отношений, тянущиеся за человеком чуть ли не столетия, то бизнес-расстановка помогает справиться с теми задачами, которые предприниматель или руководитель решает фронтально – здесь и сейчас. Бывает, что хозяину просто надо рассадить двух болтунов или собутыльников по разным кабинетам, и работа уже налаживается, но случается и так, что при всех оптимальных для бизнеса условиях дело все-таки не движется. Так случилось и на этот раз.
Молодой бизнесмен, заказавший расстановку, никак не мог понять, почему, едва он начинает расширять производство, у него возникают непредвиденные осложнения, иной раз – просто на пустом месте. Вплоть до того, что ехал в Новосибирск по ровной дороге, и вдруг спустили все четыре колеса, в результате опоздал на сделку, потерял деньги. Что же тормозило дело?
На расстановке вместе с психологом молодой человек переставлял фигуры заместителей своих подчиненных, менял структуру предприятия, то отодвигал мелких заказчиков и приближал только крупных, то, наоборот, приближал мелких партнеров… Так продолжалось некоторое время, пока одна из фигур, представлявшая работников разделочного цеха, не отказалась переместиться в другое место.
- Не пойду я в другой цех, - заявила эта фигура, - мне и здесь хорошо. Я не напрягаюсь, мой заработок мне дают вовремя, а остальное меня не волнует.
- Если сотрудник отказывается подчиняться общим правилам, может, лучше избавиться от него и нанять того, кто будет лоялен по отношению к руководству? – предложила психолог.
Однако хозяин предприятия замялся и вместо увольнения предложил заместителю этого рабочего… повышение в должности и большую зарплату.
- Это очень ценный специалист? Мастер на все руки? Почему ты не хочешь избавиться от строптивого рабочего и идешь у него на поводу? – спросила психолог.
- Дело в том, что это муж моей тети, - вздохнул бизнесмен, - он давно уже работает, ему до пенсии два года. Ну как я его уволю?! Его жена, моя тетя, у меня бухгалтер, если его уволю, она обидится и тоже уйдет…
Дальше – больше: выяснилось, что в другом подразделении работали тоже близкие ему люди – бывшие одноклассники, двоюродные сестры или братья, племянницы или племянники. Фигуры их заместителей откровенно рассказывали, что развитие предприятия их мало волнует, они довольны тем, что имеют, а как руководитель добивается прибыли – это уж его проблемы. Фигура тети-бухгалтера высказала общее мнение:
- Не такой уж он умный, чтобы командовать! Раз вылез в бизнесмены, пусть сам и вертится, а наше дело маленькое…
Словом, картина оказалась безрадостной – зависть родственников и друзей к более успешному и талантливому человеку, поднявшему дело с нуля, густым туманом окутала все перспективы. Какое уж тут расширение производства! Не потерять бы то, что уже сделано.
Дилемма непростая: испортить отношения с родственниками или постепенно терять бизнес? После нескольких вариантов в ходе расстановки молодой человек сам нашел оптимальное решение: в расстановку ввели фигуру заместителя (управляющего), а сам хозяин решил, что пора отправиться в отпуск (он десять лет никуда не выезжал, находясь в стрессовой ситуации).
О результатах этого решения мы узнали через полгода, от жены бизнесмена. Женщина пришла со словами благодарности и рассказала, что новый управляющий, ни с кем не связанный ни кровными, ни дружескими узами, начал требовать выполнения обязанностей. Те, кто привык работать качественно, остались. Остальные стали увольняться. Однако предприятие находится в районе, где не так просто найти работу, и к тому моменту, как хозяин вернулся из отпуска, уволившиеся сотрудники попросились обратно, либо их заменили другие кадры. Управляющий оказался толковым и надежным, он так и остался на этой должности. А молодой хозяин предприятия занялся созданием филиала в другом районе. Наученный горьким опытом, родственников он теперь принимает на работу с большой осторожностью.