Молодой предприниматель вместе с единомышленниками организовал фирму, в которой начали выпускать новый инновационный продукт. Поскольку потребность в таком продукте велика, вскоре посыпались заказы, и небольшая фирма процветала даже во время кризиса. Зарплаты высокие, атмосфера творческая, работники в своем руководителе души не чают. Поскольку фирма расширялась, глава фирмы нанял заместителя по кадрам, причем, из другой отрасли, не связанной с новыми технологиями.
Новый зам пришел с крупного предприятия и тут же начал наводить порядок: он каждому члену коллектива выдал инструкцию, где были четко прописаны обязанности, регламентировалось все – вплоть до хождения в туалет. Разумеется, все дружеские посиделки за чашкой кофе были отменены. Поначалу служащие восприняли это с юмором и навыдумывали кучу пародий на эту инструкцию, поскольку ее сочинитель слабо разбирался в новых технологиях и не понимал, что в этой фирме не все работали строго с девяти до шести, не каждый, уходя на обед, мог выключить свой компьютер и т.д. Но заместитель, причисливший в своей инструкции компьютер к обычному электроприбору (чайнику или кофеварке), записывал нарушителей в свою книжечку, затем начислял штрафы. И постепенно сотрудникам стало не до шуток.
В какой-то момент руководитель заметил, что люди начинают болеть, увольняться, растет напряжение внутри коллектива… Главное же – стали иссякать креативные идеи, свежие решения, которыми раньше эта фирма выгодно отличалась от конкурентов. По совету жены хозяин фирмы пришел на бизнес-расстановку, чтобы понять, что случилось с его детищем, и как исправить ситуацию.
В расстановке он поставил заместителя себя, заместителей основных структур своего предприятия, своих вице-директоров, поставил фигуры конкурентов, заказчиков, потребителей. Когда же речь зашла о мозговом центре предприятия, предприниматель растерялся: он посмотрел на психолога в замешательстве и сказал:
- Надо же! Все, с кем я начинал, за последние полгода уволились – либо уехали, либо перешли к конкурентам…
Те же, что остались, когда дали слово фигурам их заместителей, высказали немало претензий:
- Мне тут тяжело, я бы с удовольствием перешел вон к той фигуре, - сказал один из заместителей, указывая на конкурента фирмы.
- Я работаю только «от сих до сих», мне давно уже плевать, что с фирмой, лишь бы вовремя зарплату давали, - ответила другая фигура.
- Я не вижу никаких перспектив, - заметил еще кто-то.
Единственный, кто чувствовал себя хорошо, это был тот самый заместитель по кадрам.
- Я чувствую власть над этими людьми, - сказала фигура, стоявшая на его месте, - мне нравится, что меня боятся!
- Разве контроль – это плохо? – недоумевал хозяин фирмы, - ведь нужна же какая-то производственная дисциплина…
Однако расстановка ясно показывала, что именно в той фирме, которую он создал, в фирме, где во главу угла поставлено решение нестандартных, творческих задач, производственная дисциплина приобретает иные формы. Выполняя творческую задачу, специалист может просидеть за рабочим столом сутки, даже на обед не пойдет (и хозяин припомнил, что такие случаи раньше в коллективе были), а потом уйдет домой на день-другой, чтобы просто выспаться. Из коллектива исчезло творческое начало, то, что двигало самого бизнесмена и его единомышленников к созданию новой фирмы, а без него никакая дисциплина ничего не могла исправить.
Когда из расстановки убрали за круг фигуру кадровика, остальные участники расстановки почувствовали облегчение, затем с помощью психолога предприниматель переставил другие фигуры, кто-то сам нашел себе новое место, кто-то совсем вышел из круга. Образовались несколько команд, где фигуры ощущали себя вполне комфортно. После этого предприниматель зарисовал всю расстановку - как руководство к действию. Через полгода он сообщил, что дела стали налаживаться, несколько человек из первого состава вернулись.
Каждая фирма, как и отдельный человек, имеет свои особенности, и бизнес-расстановка помогает понять руководителю, что нужно именно его компании, чтобы стать успешной и процветающей.