В театральной среде этот термин означает красавца-мужчину, который, оставаясь равнодушным, лишь позволяет себя любить. В романе «Театр» Моэма, (как и в его экранизации), муж главной героини, например, годился только на амплуа «холодного любовника», так как настоящего актерского таланта не имел.
В своей книге «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры» Эрик Берн упоминал о том, что некоторые женщины играют во фригидность, манипулируя мужчинами. Он заметил, что, в свою очередь, есть и мужчины, которые играют во «фригидность», также манипулируя теми, кто их любит. Подробнее об этих играх вы можете прочесть на нашем сайте, в рубрике «Зарубежный опыт».
Типична ситуация, когда муж должен «заслужить» подарками или поступками «милость» от жены быть приглашенным под общее одеяло, либо когда жена должна сготовить, накормить, привести себя в порядок и ждать, когда супруг обратит на нее внимание. Это манипуляции, которые случаются едва ли не ежедневно во многих семьях, к ним настолько привыкли, что искренне считают, что это и есть реальная сексуальная жизнь.
Но это тот слой отношений, который лежит близко к поверхности, и вывести его на свет осознания не столь сложно. А вот понять, откуда проистекают подобные манипуляции, гораздо сложнее. И на вопрос «откуда» ответить помогает метод Берта Хеллингера, так как главная цель метода – восстановление нарушенного порядка любви.
Женщина попала в ситуацию, когда ее любимый мужчина не на сцене, а в жизни играл именно роль «холодного любовника». Но ей мало было понять это, она набралась смелости, чтобы прийти на тренинг и разобраться с сексуальными отношениями, поскольку они не приносили радости ни ей, ни партнеру. Сексуальная энергия связана с творческим началом. И если она подавлена, творчества тоже не ждите. Человек истощается энергетически, зарабатывая этим болезни и неприятности.
С другой стороны, пускаться во все тяжкие ради того, чтобы поддерживать свой сексуальный тонус, тоже чревато непредсказуемыми последствиями, в этом случае энергия также будет только расходоваться, не давая ничего взамен. Любое нарушение принципа «брать-давать» ведет к иссушению и потере любви. Сам по себе секс не дает творческого энергетического потока, только в соединении с сердцем, когда открывается движение Духа.
Словом, тема, заявленная на расстановке, оказалась важной для всех участников. На роль секса вызвались двое: мужчина и женщина. Затем в групповой процесс вошли еще несколько фигур, поскольку тема затронула многих. Обо всех перестановках и ощущениях тех, кто находился в круге, говорить нет смысла. Но важно то, что участники группы почувствовали, что где-то в роду этой участницы был нарушен порядок любви, в каких-то поколениях, возможно, секс опережал или даже подменял любовь. Как высказалась одна из участниц расстановки: «Я чувствую не любовь, а похоть…» Другие подтвердили, что чувствуют то же. Интересно, что заявленная тема никого из участников группы не оставила равнодушным, а, как обычно происходит на семейных расстановках, если тема задела, значит, в собственном роду были похожие нарушения.
Здесь не лишним будет вспомнить, что в древние времена, еще до крещения Руси, секс вовсе не был табуированным явлением. Были даже обряды, когда мужчины и женщины весной отправлялись на вспаханную землю и занимались групповым сексом, «чтобы земля лучше родила». Подобные обряды в некоторых сектах сохранились почти до прошлого века, один из эпизодов группового сектантского секса упоминается в романе Горького «Жизнь Клима Самгина». В христианской трактовке это именуется, как «свальный грех». Почему - грех? Потому что в сексе, где отсутствует любовь, все – грех. Христос пришел на землю, чтобы дать людям понятие о любви, чтобы научить их ценить свою любовь, беречь ее. Это не значит, что в дохристианскую эпоху никто никого не любил. Любили, конечно, и в глубокой древности. Но не было ясного понимания того, что любовь – таинство, самая высокая ценность на земле. Можно потерять какие угодно ценности как материальные, так и цивилизационные или интеллектуальные. И все же остаться человеком. Но если потеряна способность любить, ее не компенсируют никакие блага цивилизации и материального мира.
Мы живем в свободном мире, и интимные отношения сегодня не подвергаются столь тщательному «досмотру», как было в прежние времена. Но почему при такой невиданной свободе отношений, так много пар, неудовлетворенных сексом, а то и вовсе избегающих его? Не горькое ли это «похмелье», переданное от наших предков?
Вовсе не хочу прослыть моралистом, цель у меня другая: показать, что метод Хеллингера помогает найти то «место» в родовой системе, где был нарушен порядок любви, и исправить это нарушение. И в такой интимной сфере, как сексуальные отношения.