Ближайшие «Семейные расстановки» 14-15 декабря 2024г. Запись по телефону 8-913-857-57-71

У каждого своя «Зеленая миля»

Американский фильм «Зеленая миля» – по большому счету рассказ о возмездии и о муках совести. Создан он по произведению Стивена Кинга, известного своими кафкианскими сюжетами. Но главное здесь – не «жутики» (они используются только, как художественный прием). Главное – обратить человека к его совести.

Герои фильма – служители закона, выполняющие, по сути, палаческую функцию: они работают в тюрьме, в блоке «Е», где исполняется смертная казнь на электрическом стуле. На профессиональном слэнге этот блок еще называется «Зеленой милей», поскольку пол там выкрашен в зеленый цвет. К смертникам они относятся доброжелательно, соблюдая при этом определенную дистанцию, что весьма непросто. И вот в этот слаженный коллектив приходит молодой сотрудник Перси, приходит по собственному желанию – чтобы участвовать в смертной казни! Ему нравится унижать заключенных, нравится смотреть, как мучаются другие. Он явно не вписывается в традиции, принятые в «Зеленой миле». В первое время коллеги ему пытаются какие-то нормы морали объяснить, потом понимают, что это бесполезно.

 

Однажды в «Зеленую милю» привозят необычного смертника – гиганта более двух метров высоты, чернокожего Джона Кофи. Дело происходит во времена Великой депрессии, в 30-х годах прошлого века, когда отношение к афроамериканцам среди белого населения было чуть ли не брезгливым. Джон Кофи приговорен к смерти за то, что он, якобы, изнасиловал и убил двух маленьких девочек: его нашли на месте преступления. Однако простодушие и доброжелательность гиганта явно противоречат такому зверству, и начальник блока смерти Пол начинает сомневаться в справедливости наказания для Джона. А когда Кофи вылечил его от застарелой мочекаменной болезни наложением рук, Пол понимает, что гигант не просто невиновен, он – настоящее Божье чудо, которое появилось, чтобы творить добро. 

 

Джон Кофи на глазах изумленных тюремщиков оживляет погибшего мышонка, прирученного одним из заключенных. Этого мышонка раздавил негодяй Перси, чтобы заставить страдать заключенного. А позже черный гигант спасает женщину, у которой в голове была раковая опухоль размером с лимон.

 

Накануне дня казни Пол приходит к Джону Кофи в камеру, чтобы поговорить с ним. Пол готов отпустить Джона, ему уже не важно, что он может остаться без работы или оказаться сам в тюрьме. Его настигают муки совести. «Когда Господь призовет меня, как я ему скажу, что позволил погубить его чудо?» – спрашивает он гиганта. И тот успокаивает Пола – он устал жить. Потому что Джону Кофи доступно чувствовать переживания людей, видеть последствия зла, которое он не успел исправить, и это настолько измотало его душу, что он сам хочет уйти из жизни.

 

В этой истории показаны те самые переплетения судеб, о которых не раз говорил на своих семинарах Берт Хеллингер. В блок смертников приводят того убийцу и насильника, который погубил девочек. Его поймали за другие преступления, о том, что именно он виновен в смерти двух сестер, никто не знает, кроме Джона Кофи и Пола. Но Пол ничего не может доказать. Однако возмездие настигает убийцу: его расстреливает пакостник и негодяй Перси, который вдруг сошел с ума. Прямо по Достоевскому: «Один гад пожирает другую гадину».

 

После смерти Джона Кофи Пол не может больше находиться в блоке «Е». Вместе с напарником он переходит работать к несовершеннолетним заключенным, туда, где еще кого-то можно исправить. Знакомство с Джоном Кофи повлияло на всю его дальнейшую судьбу. «Я наказан жизнью», – объясняет Пол. Он схоронил всех своих близких, родных и друзей, и все живет, живет… Долгие годы живет и мышонок, которого когда-то спас гигант Кофи. Пол коротает годы в доме престарелых, навещает мышонка и подкармливает его. «Если столько лет живет мышонок после встречи с Джоном Кофи, то сколько же лет уготовано мне?» – задается он вопросом.

 

Нам кажется, что дожить до глубокой старости – это однозначно хорошо, что это то, к чему надо стремиться. В нашей стране долгожителей не столь много, но именно у нас «гомо сапиенсу» присвоено имя Чело-век, где «чело» - это голова, разум, а «век» – время жизни. Разве можно кого-то НАКАЗАТЬ долгожитием? Оказывается, можно. Ведь старость – это время, когда человек многое уже осознает, но мало что может изменить. В этом большая печаль фильма.

 

– У каждого из нас своя «Зеленая миля», – говорит герой фильма Пол, – но иногда она оказывается такой длинной…»