Семейно-системный подход Берта Хеллингера применим для любой системы.
1. Принадлежность к роду.
Каждый член системы имеет принадлежность к ней. Каждый, кто однажды вошел в систему, остается в ней навсегда, даже бывшие мужья и жены. Нарушение этого закона, то есть исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы (потомок) занимает его место, повторяя его судьбу - «живу не своей жизнью». Исключение - это осуждение, не принятие своего предка. Например, когда говорят, что дедушка погиб на войне, а на самом деле он сидел в тюрьме, или женщина, сделавшая аборт, пытается забыть, «вытеснить» это событие из сознания, чтобы не чувствовать вину и боль.
2. Иерархия в системе.
Кто вошел в систему раньше, имеет преимущество перед тем, кто вошел позже: первая жена перед второй, родители перед детьми, старшие дети перед младшими. Это не значит, что кто-то лучше или хуже, просто кто-то появился в системе вперед, чтобы создать условия для появления следующих.
Важно соблюдение иерархии поколений, когда каждый в семье на своем месте: родители на месте родителей, дети — детей, партнеры — партнеров. Часто роли могут путаться, например, если мама ищет эмоциональной поддержки у ребенка, то есть ставит его на роль своей мамы или папы. Ребенок не в силах быть «большим» для своих родителей, от этого у него проблемы в жизни, не хватает энергии и сил. Партнер это тот, кто находится на одной ступеньке с нами, на одном уровне иерархии, поэтому он ничего не должен нам как мама (заботиться, безусловно любить, угадывать желания) или как папа (содержать, опекать, решать проблемы). В отношении детей, другая ситуация. То, что дали нам наши родители, мы никогда не будем способны вернуть им в полной мере, поэтому мы возвращаем (передаем) своим детям.
Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребенка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого порядка (когда ребенок остается в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.
3. Баланс «давать-брать».
Соблюдение баланса возможно только при наличии взаимного обмена энергией. Если один член системы что-то дает другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть уравновешено. Дисбаланс приводит к распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о «положительном уравновешивании», если партнер «дал» тебе что-либо, ты должен отдать ему столько же и чуть-чуть больше, из любви к нему, тогда отношения способны расти, как бы приумножаясь. В «отрицательном уравновешивании» виновнику нужно вернуть «ущерб», но чуть-чуть меньше, и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления.
Единственные отношения, где баланс работает иначе – это детско-родительские отношения. Родители всегда только дают детям, а дети всегда только берут у родителей, чтобы потом отдать уже своим детям.
4. Порядки любви.
Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот. Это значит, что мы должны посвящать свою жизнь детям, а не родителям. Если происходит наоборот, энергия начинает течь в другую сторону, тогда детям и себе ничего не достается. Родителям нужно быть благодарными и относиться к ним с почтением только за то, что дали жизнь, но направлять свою энергию в настоящее и будущее, а не прошлое.
Действие порядков любви не является жестким и однозначным. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется. Поскольку каждая живая система уникальна и динамична.