Как мы помним из древнегреческой трагедии Софокла, родителям Эдипа было предсказано оракулом, что он убьет своего отца и женится на матери. Природа устроена мудро: кровосмесительство, даже невольное, ведет к вырождению рода изнутри. И мораль, этика с древних времен идут вслед за природой – кровосмесительство, как и агрессия к отцу, уже в древности осуждались людьми, а потому были «наказуемы богами».
Любовь к отцу и матери, как к сыну и дочери – это качественно другой вид энергии, она и чувствуется по-другому. Но те, кто не ощущал этого различия, могли перепутать энергию родительскую с энергией сексуальной, ведь и та, и другая, по сути, энергия любви. Родители Эдипа, царь и царица Фив Лаий и Иокаста, услышав предсказание оракула, пытались изменить судьбу, так сказать, механически: отдали ребенка пастуху, тот переправил бездетным правителям города Коринфа, которые назвали его Эдипом и вырастили, как родного. Выросший Эдип узнал о предсказании оракула, но решил, что оно относится к его приемным родителям – он ведь считал их кровными отцом и матерью. И снова попытка изменить судьбу механически, теперь уже им, Эдипом, - он уходит из Коринфа и направляется в Фивы. По дороге встречает богатую колесницу, на которой едет гордый старик. Эдип не уступил ему дорогу, и старик хлестнул его кнутом (вот она родная кровь – гордыня на гордыню). Эдип сбросил старика с колесницы, и тот умер. Так сбывается первая часть предсказания.
Придя в Фивы и освободив город от Сфинкса, по законам Фив он должен жениться на царице, которая только что овдовела. Так сбывается вторая часть предсказания.
Нельзя изменить судьбу механически, однако как часто, подобно древним грекам, мы впадаем в эту ошибку: не пожилось с одним, разведемся, выйдем за другого. Мешает ребенок от первого брака новому замужеству, отправим его к бабушке с дедушкой. Как-нибудь да вырастет. Не приглянулись сноха или зять, а разведем-ка и найдем им пару по своему вкусу… Но механически ничего исправить нельзя, энергию не обманешь, подсознание не проведешь. А в результате энергия, которая передана нам от предков для развития, вместе с нашим неприятием оборачивается внутрь и проявляется болезнями и неприятностями. Как сказано, в «Покровских воротах»: «Комплексы, комплексы, комплексы…»
Как ни пытались персонажи избежать страшной участи, все, что было предсказано, сбылось: Эдип, сам того не зная, убил отца и женился на своей матери. С тех самых времен и появилось понятие «эдипов комплекс», подхваченное потом психологами.
На тренингах «семейные расстановки» эдипов комплекс и его последствия встречаются часто. Помню, на одном из тренингов женщине было предложено расставить свою семью. Она поставила заместителей себя и мужа рядом друг с другом, заместителя сына поставила рядом с собой, а заместителя дочери – рядом с мужем. Интересно, что заявка у женщины была: восстановление гармонии в отношениях между мужем и сыном. Муж – отец мальчика и сын год от года становились все нетерпимее друг к другу, они словно вели борьбу за внимание жены (матери), дело доходило до открытых конфликтов и рукоприкладства. При этом сама заявительница расстановки становилась «жертвой» конфликтов. Мы на тренинге ничего этого, конечно, не знали, причем, многим из присутствующих казалось, что женщина расставила свою семью правильно. Мы тоже, скорее всего, так бы сделали…
Но тот случай был, так сказать, классическим, где все проявилось сразу, и было женщиной отработано. Однако эдипов комплекс иногда так прячется и маскируется, что приходится долго его «раскапывать». Мужчина на одном из тренингов заявил тему расстановки: не мог встретить женщину, с которой хотелось бы связать судьбу. Он даже подозревал, что виной всему приворот одной из тех дам, которых он в свое время бросал. Оказалось, что никакого приворота не было! Надо сказать, мужчина был очень видный, раскованный, прекрасно общался со всеми, не было никакого намека на то, что у него могут быть проблемы с женщинами.
Выбрав заместителя себя и заместителя «судьбы», он стал смотреть со стороны, что происходит. Заместительница «судьбы», постояв с заместителем мужчины какое-то время, отошла от него, объяснив: «Мне рядом с ним холодно, он мне ничего не дает, у меня от него мороз по коже…» Поставили несколько фигур женщин, с которыми этот мужчина расстался, но у них была та же реакция. Вдруг под взгляд мужчины села женщина и обняла его ноги так, что мужчина закачался. Она, что называется, «связала» его.
– Кто это? – спросила психолог, и он ответил автоматически: «мама!»
Для самого героя расстановки это стало шоком: он потерял маму еще в подростковом возрасте, лет двадцать назад. Но как было видно из расстановки, мамина энергия не просто в нем жила, она не подпускала к нему никого близко. Как выяснилось, сама-то мама была абсолютно ни при чем. Однако эдипов комплекс шел по ее роду от прадедов и прабабушек, и ее ранняя смерть все только усугубила: образ мамы, молодой и красивой, лежащей в гробу, заслонил всю дальнейшую судьбу. С отцом у заявителя отношения складывались внешне спокойные, но когда отец женился второй раз, сын с ним почти не встречался.
Понадобилась не одна расстановка и не одна консультация с психологом, чтобы растопить тот лед, который сковывал мужчину долгие годы. Но работа на тренингах не прошла даром. Проявилось это так: он встретил отца на улице. Они зашли в кафе, и впервые за долгие годы просто поболтали о том, о сем. Отец позвал сына в гости, договорились о встрече, и постепенно отношения между ними стали если и не до конца родственными, то, по крайней мере, дружескими. Был восстановлен нарушенный порядок любви.
А женщину, которая его «зацепила», мужчина встретил на работе, и в отличие от прежних встреч эти отношения оказались более глубокими и прочными. «Значит, мама меня отпустила?» – спросил он психолога. На такие вопросы Людмила Попова не отвечает. Да и нужен ли тут ответ…