В 2011 году премию «Оскар» получил фильм «Черный лебедь». Критики много рассуждали о достоинствах фильма и игре актеров, но тем, кто знаком с методом расстановок по Хеллингеру, не менее интересна психологическая подоплека развернувшейся на экране трагедии.
С первых же кадров, когда мы видим взаимоотношения любящей мамы и послушной дочки, нарастает напряжение. Спальня девушки в розовых тонах, плюшевые игрушки, сюсюкающая мама, которая для выросшей дочери остается единственным другом… Дочь Нина заражена перфекционизмом: ей обязательно надо все делать лучше всех, стать самой успешной, чтобы мама ее похвалила! Ведь мама посвятила ей свою жизнь! Как часто мы встречаем этот сюжет в жизни, когда мама, вырастившая дочь без мужа, посвящает девочке всю свою жизнь. Редко дети своевременно догадываются, каких огромных дивидендов потребует такая мама за свою жертвенность…
По случайно оброненным фразам становится понятно, что именно мама отдала девочку в балет, решив через дочь реализовать свою мечту. «Ради тебя я отказалась от карьеры», - напоминает она дочери. «Какой карьеры? Тебе было 27 лет, когда ты меня родила, - напоминает Нина, - и ты стояла в кордебалете!» Ох, как больно ранят такие слова несостоявшуюся балерину. Не став примой, она решила, что ее мечту осуществит дочь, а у маленькой девочки не было выбора, ведь в пять лет мама за тебя решает, кем ты будешь. Словом, бойтесь данайцев, дары приносящих.
И вот наступает момент истины: героине дают (причем, по ее горячей просьбе) сразу две главных роли Одетты и Одиллии в балете «Лебединое озеро». Две совершенно противоположных роли.
Балетмейстер уступает просьбам Нины, но с условием, что она сможет показать ему в образе Одиллии настоящую страсть. А Нина, выросшая в карамельно-розовой обстановке, где мужчинам места нет, понятия не имеет, что от нее требуется. Она старается, очень старается, технически исполняет все безупречно. Однако, не понимая сути страсти, не испытав той волшебной искры, что пробегает между мужчиной и женщиной, она не может почувствовать характер Одиллии. Шаг за шагом девушка ищет в себе эту приглушенную воспитанием искру, она перестает быть «хорошей девочкой», грубит матери, уходит на всю ночь с подругой в ночной клуб, она открывает в себе такие «темные» стороны, которые могут привести к преступлению. Это бунт против мамы - против ее конфетно-букетного воспитания, против ее жертвенности, требующей от дочери безусловного подчинения.
Если бы мама имела любовников, имела какую-то свою личную жизнь, возможно, девочка, подрастая, разочаровывалась бы в ней, может, ревновала бы, по-своему переживала. Но, по крайней мере, она бы имела хоть минимальный опыт существующих рядом с ней реальных отношений мужчины и женщины. Она бы поняла, что влюбленность в того же балетмейстера – это не восхищение издалека, это еще и кокетство, и поцелуи, и влечение тела. Когда же страсть обрушивается на почти взрослую девушку вдруг, всей своей природной мощью, это может сломать. Собственно, и ломает. Нина мечтала о совершенстве. Что ж, она его почувствовала в себе, исполняя обе роли - Одетты и Одиллии. Это стоило ей жизни.
На тренингах по методу Хеллингера часто возникает тема отношений с матерью. Власть матери распространяется на долгие годы, иногда на всю жизнь. «Я буду тебя любить, я посвящу тебе всю жизнь, но только если ты будешь хорошей девочкой!» Сколько «хороших девочек», став взрослыми, потом мечутся в поисках счастья, не понимая, почему их личная жизнь никак не складывается, они ведь так стараются быть хорошими, правильными, послушными. А сколько тех, кто, вырвавшись из-под маминой опеки, вдруг открывают в себе такого «черного лебедя», что потом уже не могут остановиться и погибают – от проституции, наркотиков или алкоголизма… Как найти золотую середину в отношениях с матерью или дочерью? Как найти равновесие между своими «белым лебедем» и «черным»? В каждом случае это решается индивидуально, но не было еще такого тренинга, когда бы расстановки по методу Хеллингера не помогли справиться с этой, очень тонкой и деликатной задачей.