Приходит к начальнику отдела вновь поступившая сотрудница:
- Я хочу посоветоваться. Тут в отделе скидываются на вечеринку, собираются устраивать ее в офисе. Я не знаю, правильно ли это? А что скажет имярек (допустим, глава фирмы)?
Начальник отдела задумывается. Вообще-то вечеринка – дело обычное, тем более, случай добрый – юбилей уважаемой сотрудницы, которая давно здесь работает, многих делу научила… С другой стороны, что скажет глава фирмы, он недавно работает, до сих пор нареканий не было, но мало ли чего? И в последний момент вечеринку не то чтобы отменяют, но переносят на квартиру юбилярши, а туда не каждый после работы поедет (далеко). Словом, юбилей получается скомканным и вовсе не таким теплым и дружеским, как задумывалось.
А новенькая про себя тихо торжествует: юбилярша недавно сделала ей несколько замечаний за плохую работу, так вот получи!
Начальник отдела об этих подводных камнях, конечно, ничего не знает, а между тем новенькая уже посеяла в фирме будущие проблемы, которые постепенно разъедают коллектив изнутри. Одному улыбнулась, другому польстила, третьему прошептала какую-то сплетню, из-за чего он попал в глупое положение. Люди начинают нервничать, следить друг за другом, конфликтовать…
У начальника, да и у главы фирмы порой годы уходят на то, чтобы вычислить и «вычистить» такую манипуляторшу из коллектива. На тренинге по бизнес-расстановкам «гордиевы узлы» проясняются и «разрубаются» в течение часа. Здесь отчетливо видно, кто манипулирует и кем, кто работяга, кто генератор идей, а кто – откровенный халявщик. Когда заместители сотрудников начинают говорить, что они чувствуют, стоя там, где их поставили, заказчик расстановки (как правило, это глава фирмы) видит, где у него «слабое звено». Это может быть и мягкотелый начальник отдела, и нерасторопная секретарша, и подсобный рабочий. Но ярче всех проявляет себя манипулятор. Он в расстановке – фигура, как правило, яркая, авантюрная, обладающая талантом интригана.
- Я вот с этой фигурой дружу, - сообщает заместитель манипулятора, - на самом деле она мне безразлична, но пока она более значима, я с ней дружу. Дружу против вон той фигуры, она мне мешает, хочет меня контролировать, мне это не нравится. Вот я вдвоем с этой, с которой дружу, ту подловлю на чем-нибудь, а когда место освободится, возьмусь за эту…
- Мне все эти дрязги безразличны, - говорит другая фигура, - я пришел работать, и буду работать, пока мне не мешают. Начнут мешать, я просто уйду, поскольку хороший специалист и всегда найду себе место.
- Если он уйдет, я уйду за ним, - ставит ультиматум третья фигура, - специальность у меня такая, что везде пригожусь. А здесь, когда из меня дурака делают, мне не нравится…
И так, один за другим заместители сотрудников фирмы высказываются откровенно. Вряд ли в реальной обстановке, глава фирмы услышал бы такое. Но суть не только в том, чтобы услышать и понять. Главное – как все изменить?
Можно, конечно, Марьиванну поменять с Аннойпетровной, а Сидорова пересадить на место Иванова. (В расстановке они сразу озвучат эффективность таких изменений).
- Да, теперь я вижу перспективу, мне стало интересно работать именно здесь, - говорит одна фигура.
- А мне, наоборот, стало скучно, между мной и руководством много посредников, и я не понимаю, какие у меня теперь обязанности? – откликается другая фигура.
Психолог вместе с заказчиком расстановки вновь переставляют фигуры – до тех пор, пока каждый не почувствует себя на своем месте.
Но если в коллективе завелся манипулятор, который пришел не работать, а «строить отношения», лучше просто расстаться с ним. На тренингах по бизнесу, которые проводит Людмила Попова, бывали случаи, когда избавление от единственного манипулятора, оздоравливало коллектив и способствовало развитию организации. Не случайно на бизнес-расстановки заказчик приходит обычно с блокнотом и карандашом: чтобы законспектировать и потом применить в реальной жизни те знания, которые дало это исследование.