Обыденная ситуация: вы держите в руках спутавшиеся нитки ( или, как вариант: вам нужно прополоть грядку, заросшую пыреем и осотом). Как распутать нитки или корни, как отсоединить то, что нужно от того, что мешает?
Некоторые поступают просто: отрезают полностью спутанные нитки, перекапывают всю грядку и т.д. А теперь представьте, что каждая нить, каждый корень – это жизнь кого-то из ваших кровных родственников. Кто из них «нужный» или «не нужный», кто вредный или полезный? Разве мы это решаем? Отсеки любого, и корневая система становится ущербной. Мы слабеем. Все наши жизни переплетены, и из этого кажущегося хаоса вырастает чудный узор фрактальной реальности, в котором каждой судьбе находится место и время.
Приведу конкретный пример из семейных расстановок на тренинге Людмилы Поповой. Молодая женщина, которой поставили диагноз «бесплодие», просит сделать расстановку, чтобы понять, можно ли ей исправить судьбу. Психолог выбирает двух заместителей – женщины и ее симптома. (Сама женщина остается за кругом и только наблюдает происходящее).
Симптом и заместитель женщины долго стоят в трех метрах друг от друга и смотрят друг другу в глаза. Затем оба начинают смотреть в пол. И у симптома, и заместителя женщины начинаются тянущие боли внизу живота. Неожиданно, без всякой команды почти все участники тренинга, сидящие вокруг, не вставая на ноги, буквально вползают в расстановку и ложатся по территории зала, где проходит тренинг. Стоит отметить, что многие из них ложатся, скорчившись в позе маленького ребенка или зародыша.
– Это что – кладбище? – в шоке восклицает женщина, находящаяся за кругом. Она держится отстраненно, но волнение выдает побледневшее лицо.
На вопрос психолога, были ли в прошлом рода травмирующие ситуации? (войны, репрессии, коллективизация и т.д.) женщина уверенно отвечает «нет!». Все бабушки, дедушки, мама и папа были из профессорской среды и счастливо миновали социальные потрясения.
Проясняет ситуацию одна из участниц тренинга, лежащая на полу в позе младенца: «Я чувствую себя не рожденным ребенком, мне страшно, от меня хотят избавиться!» Другие участники тренинга говорят о похожих ощущениях. Кажется, проходят часы, пока женщина, наконец, принимает эту ситуацию. И все же не до конца ей верит. По совету психолога она подсаживается к каждому из лежащих на полу и произносит: «Теперь я тебя вижу...» После этих слов ей становится заметно легче.
Через несколько дней после тренинга женщина заводит разговор с родственниками о том, не было ли в их роду рано умерших детей? (Она все еще не верит, что расстановка показала ей момент истины). Нет, отвечают ей, умерших не было, были только аборты. И сколько? – спрашивает она. Оказалось: у матери их было десять, у бабушки – тридцать, а у прабабушки – более сорока, при этом в большинстве подпольные и на больших сроках...
Поразительным образом судьбы не рожденных и не поминаемых младенцев «переплелись» с судьбой этой молодой женщины, не давая ей права на материнство.
Повторюсь: никто из участников тренинга не знал, с какой проблемой приходят остальные, никто понятия не имел, что происходило в роду этой женщины давным-давно, все ощутили лишь результат. Это был результат конкретной расстановки, но не результат тренинга.
Более важный итог проявился лишь после того, как женщина впустила в свою душу (или – в свою семейную систему) всех не рожденных дядей, тетей, братьев и сестер. После десяти лет безуспешных скитаний по гинекологическим клиникам она без всякого искусственного вмешательства (через год после тренинга) родила нормального здорового ребенка.
Как объясняет на тренингах Людмила Анатольевна, все, кто пришел в данную семейную систему, имеют право принадлежать ей всегда, даже не рожденные, абортированные дети. Если же из сердец и памяти потомков они исключаются (не вспоминают, например, деда-пьяницу, замерзшего под забором, не произносят вслух имя родственника-рецидивиста или другой «паршивой овцы», и уж, конечно, не принято говорить об абортированных детях), то они обязательно вернутся в эту систему неким симптомом.
Это кажется мистикой, но не будем забывать, что многие природные явления считались мистическими, пока ученые с ними не разобрались. Во всяком случае, феномен семейных расстановок работает и работает на пользу людям.