Семейные расстановки, которые ведет Людмила Попова, отличаются тем, что они включают в себя синтез многих методов и приемов, взятых не только у Хеллингера, но у других отечественных и зарубежных психологов. Так случилось и на этот раз.
Женщина пришла на тренинг, чтобы разобраться, почему она не может принимать от близких людей их любовь.
- Скоро десять лет, как я начала ходить на эти тренинги. Столько отработала, профессионально поднялась до такой высоты, на которую раньше даже не мыслила попасть. Что касается личной жизни, помню, когда я впервые пришла сюда после развода, я чувствовала себя брошенной женой, которой только и остается, что растить детей и как-то существовать. От тренинга к тренингу я менялась, и менялась моя жизнь. Дети выросли и выучились, у меня прекрасный муж, который любит меня, и которого люблю я. Я вижу, что родные и близкие искренне мне помогают, они любят меня. И я их тоже люблю. Но почему-то не чувствую от них притока энергии. Такое ощущение, что между мной и моими близкими прозрачное стекло: я вижу, как они меня любят, как помогают мне, но словно не могу докричаться до них, они – до меня. Мне плохо от этого.
Вначале расстановка шла обычным путем: женщина выбрала заместителей себя и своих близких, потом в расстановку вошла еще одна фигура.
- Не знаю, кем я прихожусь Даше (героине расстановки), но чувствую, что должна здесь стоять, - проговорила она.
- Кто же это мог быть? - растерялась Даша, - может, это моя тетя? Я до трех лет воспитывалась у тети. Так получилось, что мамы со мной не было. Она появилась рядом только после трех лет…
Даже бывалые участники тренингов по методу Хеллингера замерли от неожиданности: эта женщина действительно много отработала и радикально изменила свою судьбу. Но она НИ РАЗУ (!) не обмолвилась о том, что в первые три года жизни была без матери. Между тем, сам Хеллингер не раз подчеркивал, что прерванное движение любви между матерью и ребенком существенно осложняет всю дальнейшую судьбу человека. В нашей стране, увы, такое встречалось часто. Достаточно вспомнить, что детей отрывали от груди и устраивали в ясли, когда малышам было всего три месяца от роду. Да и по разным другим причинам сплошь и рядом маленьких детей воспитывали тети, бабушки, старшие сестры, поскольку матери вынуждены были уезжать на заработки или просто много работать.
Расстановка остановилась. В дальнейшем развитии ее не было смысла, поскольку повторялась ситуация, отработанная уже давно. Но как же помочь Даше? Нельзя же все оставить так, как есть, когда человек пришел за помощью. И тогда Людмила Попова применила метод, взятый ею из холотропного дыхания – восстановление прерванного движения к матери. Все участники тренинга, сгруппировавшись особым образом, сделали туннель, по которому женщине предстояло добраться до своей матери. Заместителем матери была выбрана молодая женщина (интересно, что она пришла на тренинг, чтобы понять причину своего бесплодия при хорошем состоянии здоровья).
Всем участникам пришлось нелегко, даже просто физически. Что касается героини расстановки, ей было еще труднее, в какой-то момент она даже вскрикнула: «Да помогите же мне! Я больше не могу!» И все же она добралась до мамы. Это был чудесный момент для всех.
Уже после расстановки одна из участниц (которая пришла сюда с темой взаимоотношений с матерью) сказала:
- Если при рождении ребенок испытывает хотя бы десятую часть этих трудностей, как же ему тяжело!
- Ребенок испытывает не десятую часть, а в десять раз больше, - объяснила Людмила Попова, - но так мы появляемся на свет. И это зависит от нашей мамы.
Молодая женщина, которая была на роли мамы, крепко обнимала «новорожденную». По щекам ее текли слезы, она улыбалась.
- Я почувствовала, каково это – рождение ребенка, - сказала она позже, - у меня все тело пульсировало вместе с движениями группы.
Сама же героиня расстановки была просто счастлива.
- Я словно заново на свет родилась, - поделилась она в конце тренинга, - и ведь я когда-то видела и даже участвовала в этом упражнении, помогая другим. Я знала умом, что прерванное движение к матери – это плохо. Но никогда не примеряла ситуацию на себя. Думаю, я сейчас «разбила» то «стекло», которое мне мешало принимать и дарить любовь…