«И аз воздам...»?
«Черная лагуна» – тихое озеро в горах Испании, а еще так называется интернат для богатых детей. Словом, «Черная лагуна» - известный испанский сериал, созданный в лучших традициях романтизма (исключительные герои в исключительных обстоятельствах и т.д.) (Прошу не переводить стрелки на отечественный сериал «Закрытая школа», ибо последний является очень бледной калькой с первого, а потому обсуждать здесь мы его не будем).
Итак, «Черная лагуна» - элитный пансион для богатых, но, увы, не очень любимых детей. Открыт пансион на месте бывшего сиротского приюта, где когда-то происходили странные и страшные события. По сути, «Черная лагуна» - это слепок современного общественного уклада, где, как в капле воды, отражены те нравы, порядки, отношения, что существуют в той или иной мере в любых сообществах.
«Черная лагуна» - это не только увлекательный детектив, прекрасное пособие для родителей о том, как нужно общаться с детьми и подростками, это еще и любовная мелодрама, и философский трактат. Но в данном случае нам он интересен тем, что, по сути, это кинопроизведение в отличие от многих и многих мыльных опер - большая семейная расстановка.
Бывшие нацисты, основавшие приют (а затем и пансион), проводят опыты над сиротами, за которых некому заступиться. С помощью генной инженерии они пытаются создать сверхчеловека, а заодно изобретают смертельный вирус и противовирусные препараты. На том и другом собираются неплохо заработать.
Оставим пока в стороне их зловещие планы по отношению к человечеству и посмотрим, как это злодейство разрушает их самих, их семьи, их потомков. Бывший нацист, переименовавшись в Дона Хоакина, становится директором сиротского приюта, в котором делают опыты над похищенными детьми. То, что он творит вместе со своими единомышленниками, - за пределами добра и зла. Природа уже, как говорится, поставила их на свой счетчик. От законной жены у Хоакина рождаются близнецы – вполне здоровая девочка Эльза и уродец Пабло. Эльзу он обожает, а сын, отверженный и матерью, и отцом, выживает только благодаря экономке Хасинте. Не может бывший нацист, имевший в своей библиотеке книги с автографом Гитлера, принять, что у него родился неполноценный ребенок! Между тем, этот ребенок, забота о нем, могли бы стать для Хоакина хоть каким-то искуплением. Но Хоакин урока не понял. И вот начинается отсчет. Вскоре у него трагически погибает жена. Дочь Эльза, когда она уже в зрелом возрасте забеременела (причем, также близнецами, один из которых с явными отклонениями), теряет детей и остается бесплодной. Когда Эльза погибает от вируса (того самого вируса, который изобретен единомышленниками Хоакина), род пресекается.
Тут интересно и «ответвление» той же семейной расстановки. Дон Хоакин предает любящую его женщину – Хасинту. Предает жестоко, без всяких объяснений, исковеркав ей жизнь. И судьба начинает отыгрываться на его любимой дочери. Ни с одним из любимых ею людей она не может выстроить семейные отношения. Ни с романтиком Гектором, ни с преданным, но недалеким Педро. И далее – по нисходящей: Эльза упорно попадает в лапы все более и более недостойных спутников, собственно, откровенных негодяев. Предательство в любви отца дочь отрабатывает по полной программе.
Хеллингер на своих тренингах не раз подчеркивал, что расстаться можно только по любви. Оказывается, не только сойтись, но и разойтись нужно гармонично, не отягощая судьбу потомков. Но, увы, чаще мы встречаем примеры обратного.
Только внук Хасинты от дочери, непризнанной и нелюбимой – единственный потомок Дона Хоакина, но вряд ли внук об этом когда-нибудь узнает. Фактически род пресекается.
Другая сюжетная линия: Люсия, ее бывший любовник Ноирет и их сын, страдающий синдромом Гюнтера. Люсия – приемная дочь бывших нацистов. Она не несет в себе их гены, она из украденных детей, над которыми ставили опыты. Но она же – среди тех, кто изобрел смертельный вирус, кто заражал им людей. В принципе она хороший добрый человек, помогает больным детям, спасает любимого ею Гектора. Но, несмотря на все добрые поступки, расплатилась Люсия высшей мерой: она сама заражена и погибает от рук убийцы. Что касается Ноирета - этот монстр, издевавшийся над всеми, кого мог достать, становится уязвимым, когда узнает, что у него есть свой КРОВНЫЙ ребенок от Люсии. Нацистские постулаты о сверхчеловеке – ничто по сравнению с этим беспомощным мальчиком с болезнью Гюнтера, который назвал его папой. Ноирет погибает так, как он хотел уничтожить других: он попадает в руки того самого психиатра-садиста, к которому собирался отправить другого человека. Если не считать больного ребенка с синдромом Гюнтера, о котором после смерти родителей некому будет заботиться, род вряд ли продолжится.
Еще одна нацистка – «ученая» Теодора Раубер. Проводя свои «исследования» над людьми, она нисколько не сожалеет о жертвах, в тех же нацистских представлениях воспитывает внучку. Внучка погибает от яда, которым хотела убить маленькую девочку. Род пресекается.
Амелия – тоже дочь бывших нацистов. Красивая, добрая девушка, с помощью шантажа попав к фактическим хозяевам интерната, становится киллером. И хотя она немало сделала добра для многих героев фильма, Амелия теряет ребенка и погибает сама. Род пресекается
Наконец главный злодей этого киноромана – Вульф. В результате его опытов погибает, видимо, единственное любимое им существо на земле дочь Ева. Собственно, заморозив ее, он фактически сам Еву и убивает.
Десятилетиями пытается Вульф возродить свою дочь, для этого клонирует ее, создав сначала Ирену, затем Паулу. Но к ним, несмотря на то, что это также его кровь и плоть, у него нет никаких чувств. Для него это просто «исследовательский материал». Главная его цель – воскресить Еву, ей он посвящает всю свою жизнь. Погибает Вульф от руки своего бывшего соратника Камилло, но перед этим видит разрушение своей идеи-фикс: Ева мертва, и воскресить ее ничто не может.
Фундаментальный закон вселенной «Не убий!» в сериале подается с разных сторон, и над этим можно порассуждать отдельно. Но в контексте семейных расстановок нам важно понять, как с помощью этого закона природа защищает себя. Для большинства нормальных людей «не убий!» - норма жизни. Но те, кто его преступил, причем, многократно, платят страшной «валютой» – судьбами собственных детей. Поскольку они часто не способны заглянуть дальше собственного носа, некоторые из этих подонков даже не понимают, какое «наследство» оставили своим детям. Но они хотя бы ЛЮБЯТ собственных детей. А их последователи не способны и на это чувство.
То есть, если в роду кто-то стал убийцей, начинается медленный, но неотвратимый процесс вырождения рода изнутри. Возьмем самый страшный персонаж - Уго. Это нацист нового поколения, продукт воспитания и идеологии Вульфа. Когда Уго убивает своего брата-близнеца, невольно приходит на память из Библии: «Каин, Каин, где брат твой Авель?» Уго не испытывает никаких угрызений совести. У него нет морали, нет привязанности к близким. Любимую женщину он убивает сам, назвав ее и их не рожденного ребенка «ошибкой». То есть, Уго, этот современный представитель нацистской идеи, как назван он в сериале - «машина для убийства». Погибает Уго страшно – заживо сгорает, не оставив после себя ничего и никого. Об этом чудовище некому будет даже заплакать. Род закончен.
Эльзу жалко, в рамках ее отдельной истории судьба кажется несправедливой. В рамках ее рода все логично, закономерно и, увы, справедливо. Жалко и Люсию, и ее сына. Но она получает за свои собственные поступки, а ее сын за поступки матери и отца. Справедливо ли? С точки зрения этого ребенка – нет. С точки зрения общей картины мира – да.
Вот таким способом природа охраняет сама себя (в данном случае природа человеческого общества) от тотального саморазрушения.
Разумеется, в этом киноромане немало других персонажей, в том числе, и главных героев, истории которых интересны сами по себе. Но в данном контексте уважение к авторам сериала вызывает то, как точно они проиллюстрировали один из фундаментальных законов вселенной – закон воздаяния (или возмездия). Вы можете возразить: мало ли что в сериалах придумают! Это всего лишь вымысел. Но я вам отвечу, что любой вымысел – это концентрация действительности.
Закон воздаяния работает одинаково для тех, кто в него верит, для тех, кто не верит, и для тех, кто о нем никогда не думал. Закон вселенной работает одинаково и для физики, и для химии, и для биологии, и для человеческой расы. В самом общем виде это закон притяжения. Как сказано в одном умном фильме, если вы падаете с крыши, неважно, плохой вы человек или хороший, в любом случае вы ударитесь о землю.
Закон воздаяния, как часть общего закона притяжения, говорит о том же. Создавая неприятности другим, вы притягиваете их к себе. Род, в котором нарушаются законы нравственности, обречен на вымирание. Таким образом, человеческая раса защищает себя от самоистребления: если в каком-то роду появляется убийца (не по случайности, не в результате самообороны, а по убеждениям и вполне отдающий себе в своих действиях отчет), род постепенно вымирает.
Семейные расстановки на тренингах по методу Берта Хеллингера помогают выявить и исправить даже такие нарушения рода. Пока не поздно.