Ближайшие «Семейные расстановки» 14-15 декабря 2024г. Запись по телефону 8-913-857-57-71

И снова «Черная лагуна»… Тихий омут утопленных страстей или о трех признаках качественного тренинга

О «Черной Лагуне» (язык не поворачивается называть ее сериалом, это, согласитесь, скорее – кинороман) на страницах нашего сайта уже упоминалось не раз. Конечно, можно взять другие примеры, в том числе, примеры из жизни (с тех же тренингов), однако для понимания феноменологического метода Хеллингера именно это произведение подходит идеально, поскольку в нем отражены модели поведения и развития многих людей. А примеры из жизни и тем более, с тренингов, где затронуты интимные подробности человеческих судеб, могут кого-то ранить и обидеть. Поэтому остановимся на такой модели, как «Черная лагуна», впрочем, начнем не с нее, а с тренингов.

Первый признак феномена

На каждом тренинге, не помню случая, чтобы  кто-нибудь не воскликнул: «Как мы тут все собрались с одними и теми же проблемами? Нас специально отбирали?»

 

Между тем, никто СПЕЦИАЛЬНО по какой-то одной проблеме людей не собирал (будь то измены, конфликты с детьми или родителями, трудности с деньгами, разводы, заболевания и т.д.) – никто не делал отбор, так сказать, «по темам». Более того: когда люди записываются на участие в тренинге, их никто не спрашивает – с какими проблемами они придут. И это первый феноменологический признак хорошего, качественного тренинга «Семейные расстановки» по методу Хеллингера. Внимательно всмотревшись в прожитую жизнь, вы убедитесь, что в вашей-то собственной судьбе тоже никто «специально людей не отбирал», но, тем не менее, людей случайных в жизни почти не встречается. Иными словами, жизнь – это гигантский тренинг, который нас чему-то должен научить.

 

Теперь берем пример из «Черной лагуны». Горничная Мария, загнанное, запуганное существо, которой многие окружающие повторяют: «Проблема в тебе самой, в том, что ты стыдишься себя!», но она будто и не слышит окружающих. Рядом с ней – Хасинта, управительница и «всеобщая бабушка» интерната. Случайно это столкновение судеб? Нет. Хасинта половину жизни прожила так же, как сейчас живет Мария. Она это преодолела – вот что важно. Значит, для Марии ее начальница – перспектива роста.  Если бы мы в жизни так же внимательно вглядывались в окружающих нас – свекровей, начальников, вождей, супругов – возможно, нам и тренинги бы не понадобились?

 

Кстати, о супругах. Довольно часто на тренинги приходят пары или отдельно участники бывших пар, - либо накануне развода, либо вскоре после него. Люди начинают чувствовать себя жертвами обстоятельств (особенно, женщины), возлагая большую часть вины на бывшего партнера. Вспомним все ту же Марию. Любовь с директором интерната Гектором закончилась ничем. Как грубо, но, по сути, правильно сказала ей Эльза, Гектор для Марии – слишком большая величина. Часто бывает, что сходятся вместе двое – вроде бы, получается красивая пара, как и у Гектора с Марией. Для Марии Гектор –  перспектива роста. А для Гектора Мария? Увы… Иной раз обвиняя свекровь, золовку, подругу-разлучницу и т.д. в том, что мужа «увели», женщины не понимают, что любое внешнее препятствие в браке – вторично. Если оба участника какой угодно сложной пары развивались бы, давая что-то друг другу, никакая свекровь или разлучница им бы не помешали. Судьба сводит ту же Марию с Фермином, и сходятся они не только потому, что равны по социальному статусу, у них гораздо больше общего: у Марии отец страдал болезнью Альцгеймера, у Фермина – мать. Эта деталь не случайна. Как не случайно и то, что у Марии с Фермином детей быть не может. Возможно, они своей жизнью отрабатывают ошибки дедов и прадедов?  Главное в другом - понять, что судьба просто так людей не соединяет. На тренингах это отчетливо видно без всяких дополнительных объяснений. Фигуры расставлены, ощущения проявились, ситуация видна воочию.

 

Второй признак феномена

Нужно определенное мужество, чтобы посмотреть на все это объективно и прочувствовать искренне. Но в этом и проявляется второй феноменологический признак качественного тренинга – когда чувства, вышедшие из-под многолетнего давления, проявляются открыто, и в то же время, голова, освобожденная от нагрузки - эти самые чувства контролировать, быстро и оптимально находит свежие решения проблем. 

 

Часто на тренинге кто-то из участников говорит: я попал(а) в безвыходную ситуацию. Действительно, когда находишься ВНУТРИ ситуации, она иной раз может казаться безвыходной. Тренинг и помогает из нее выйти. Да что говорить! Не просто выйти, а выпрыгнуть, точно пробка из бутылки. Вернемся снова к «Черной лагуне». Многочисленные герои (а здесь их не меньше, чем в романах Толстого или Достоевского) крутятся каждый в своих проблемах. И каждому кажется, что выхода нет! И вот ситуация доводится почти до абсурда: всех жителей интерната, этой маленькой «планеты», подстерегает общая беда. И все проблемы, которые казались важными и неразрешимыми, куда-то отступают и растворяются. Появляется общая цель – спасти детей. Не дай нам Бог, чтобы в нашей жизни события развивались таким образом, когда встает эта цель. Однако это ведь и от нас зависит – не попадать в такие условия, когда придется спасать и спасаться. 

 

Третий признак феномена – после тренинга

При обилии героев главная героиня «Черной лагуны» - шестилетняя девочка Паула.  Паула – клон, как и ее мать. Она не несет в себе (или почти не несет) энергетики рода -  никаких родовых проклятий, ошибок, зажимов. Но и никакой родовой помощи предков! Для чего выведена в произведении эта девочка со «святой кровью» и совершенным здоровьем? Для того, чтобы показать простую вещь: никакое совершенное здоровье и биологически чистая кровь сами по себе не гарантируют счастья для человека. Паула – это точка отсчета для остальных. С другой стороны, в отличие от остальных детей интерната – не любимых, отправленных с глаз долой, она попала в интернат из счастливой семьи, из гармоничного мира любви. Поэтому само ее появление в интернате ускоряет события и заставляет окружающих быстрее взрослеть и развиваться.

 

Здесь хочется напомнить одну библейскую притчу. Накануне падения Содома и Гоморры Господь предложил Лоту и его семье покинуть город, поскольку не мог Он погубить праведника, а Лот именно праведником и был. О чем говорит легенда? Энергетически любое сообщество держится на таких особенных людях, которые не дают остальным низко упасть. И когда эти особенные люди вынуждены покинуть сообщество, остальные – обречены. Встречались ли вам особенные люди? Они могут быть вполне обычными: соседями, родственниками, коллегами по работе? Уходит такой человек из коллектива, и по непонятным причинам коллектив постепенно разваливается или разваливаются семейные, родственные узы, давняя дружеская компания…

 

Мы живем в технократическом мире. У нас не мечты и желания, а планы и проекты… В святая святых – в медицине! – человек «разложен по полочкам»: боль зубная – к стоматологу, боль сердечная – к кардиологу. Монстры, показанные в «Черной лагуне», это в основном ученые-технократы, которые преследуют на первый взгляд благую цель – создать «совершенного человека». Но они не берут в расчет, что человек состоит не только из клеток и химических процессов, что человек, по словам все той же Хасинты, это намного больше, чем тело: это мечты, желания, воспоминания, любовь… В фильме эта мысль сконцентрирована, сжата. Но в реальном мире разве мы не относимся к себе и к другим, как те же технократы? Мы давим, давим, давим наши чувства, пока не доводим свою жизнь до абсурда. Когда мы уже не трудимся, чтобы жить, а живем, чтобы трудиться. Когда рожаем детей не от любви и не для любви, а чтобы «муж не сбежал». Мы и о детях вспоминаем, не когда они малы, и растить их – радость, а тогда, когда они кое-как, без нашей эмоциональной поддержки выросли, и должны нам помогать… Почему мы так живем? Потому что привыкли, потому что эта модель жизни была у наших родителей. А к ним перешла от их родителей… Это вовсе не значит, что предки «виноваты», передав нам такую модель жизни. Они ведь поступали сообразно тем обстоятельствам, которые помогали им выжить в тяжелые исторические моменты. Но эти моменты прошли, а модель осталась и работает теперь уже внутри нас. Вспомним, как в фильме воссоздает родительскую семью подруга Паулы – шестилетняя Эвелин. Она же копирует семейные ценности своего рода.

 

Для чего по большому счету нужен тренинг «Семейные расстановки»? Для того, чтобы прекратить двигаться по замкнутому кругу отживших установок и выйти на новую – собственную орбиту. И вот этот, третий важный феноменологический признак успешного тренинга проявляется уже после «Семейной расстановки». У одних – через день или месяц, у других – через полгода или год. Но результат будет обязательно. 

 

Сегодня в нашей стране уже достаточно специалистов, обучившихся у Берта Хеллингера его уникальному методу. Однако, за Уралом их немного. Нашему городу повезло: Людмила Попова, психолог, которая более десяти лет обучается на семинарах самого основателя метода, - живет рядом с нами.