За точность этой притчи не ручаюсь, поскольку узнала ее в устном изложении и то не полностью, но смысл сводится к следующему: Господь сказал путнику: если у тебя есть посох, дам тебе еще один, если ты не сделал себе даже посоха, заберу последнее… Долгое время я не могла понять, в чем тут смысл, и где же высшая справедливость? Тому, кто что-то уже имеет, дается в подарок еще столько же, а у того, кто ничего не имеет, отбирается все…
Но с годами жизнь помогла мне понять, в чем тут секрет. Вот вам такая история. Жили-были два брата. Был у них дядя, добрый, отзывчивый человек.
Поскольку дядя был обеспеченным и совестливым, зная, как в детстве намаялись оба племянника, время от времени он им помогал. Однажды подарил он каждому из них по дорогому новому костюму, отдав оба костюма старшему брату, чтобы тот поделился с младшим, и каждый выбрал тот, что ему больше подходит. Дядя постарался передать свои дары как можно деликатнее, и уж, конечно, не переспрашивал, передал ли подарок старший брат младшему. А старший брат оказался жлобом: подарок-то дядин он передал, да только спросил с семьи младшего брата три тысячи рублей за тот костюм. Когда младший брат умер, в дядином костюме его и похоронили, да еще старший получил с семьи младшего дополнительно восемь тысяч рублей – за помощь с похоронами. И это притом, что старший брат имел гораздо больший достаток, а младший часто ему помогал безвозмездно.
Про младшего вообще говорили, что простой он был, душевный, камня за пазухой ни на кого не держал. Про историю же с дареными костюмами дядя, царствие ему небесное, так и не узнал, иначе, как человек совестливый, сильно бы переживал…
Почему два брата, у которых было одинаковое и очень трудное детство, оказались такими разными? Мать у них рано умерла, и отец привел в дом мачеху. Мачеха откровенно сказала малышам, что они ей не нужны, и она их заморит, а если начнут жаловаться отцу, то и вовсе со свету сживет. Мачеха их почти не кормила, часто избивала, особенно доставалось старшему. В конце концов, отец сам заметил, что мальчики на грани истощения, и расспросил их. Тогда они признались, что мачеха их бьет, запугивает, не дает им есть. Отец в тот же день выгнал злую женщину из дома, но потом пришла другая, третья… Словом, так и росли сиротами. А когда выросли, старший все больше стал напоминать своими поступками ту самую мачеху, которая для него куска хлеба жалела.
Как тут не вспомнить о переплетении, о котором не раз говорил в своих книгах и на семинарах Берт Хеллингер, а именно: что судьбы жертвы и палача переплетаются.
Что же касается младшего брата, тут как раз и вспоминается притча о посохе. Он настолько был готов к тому, чтобы отдать последнее, что так за всю жизнь ничего и не накопил. Менталитет у нашего народа таков, что самопожертвование считается доблестью. Вспомните, как в обыденных ситуациях, например, на вопрос «Как живешь?» мы часто отвечаем: «Да, ничего». Или, когда нас что-то удивляет, мы говорим: «Ничего себе!» То есть, у нас, даже на подсознательном уровне заложено это самое «НИЧЕГО». А из «ничего» ничего и не произрастает. Да, быть добрым надо, но добрым надо быть в первую очередь по отношению к себе, и только наполнившись добром сами, мы можем передать его другим. Если же человек сам о себе не заботится, образно говоря, даже посоха себе не смастерил, окружающий мир к нему будет относиться так же, как он относится к себе.