В студенчестве мы, будущие филологи, проходили эпоху французских просветителей - Вольтер, Дидро, Руссо. Ближе всего мне был Руссо. Захватывала его абсолютная искренность. умение передать малейшие движения детской души, «табула раса», и все такое. Я зачитывалась Руссо. А потом, уже в эпоху интернета, прочитала такую подробность из биографии кумира своей юности: Руссо и его жена своих детей отдавали в приют. Когда я это прочитала. прямо услышала, как разлетаются осколки образа бывшего кумира, царапая душу. Все случается в жизни, бывают непреодолимые обстоятельства, тупиковые ситуации и т.д. Но! Проповедовать гуманизм по отношению к ребенку, исследовать вместе с читателем (причем, искренне!) малейшие нюансы детской психики, и при этом по мере необходимости, осознанно СДАВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ В ПРИЮТ?…
Разница между тем, что мы о себе думаем и что проповедуем, и тем, кем на самом деле являемся, бывает столь разительной, что порой приводит к весьма печальным последствиям. Метод Хеллингера помогает многим ставить душу на место, осознавать, кто мы есть на самом деле и для чего живем.
«Ушла в себя. Вернусь не скоро»
Помню, как на одном из первых своих тренингов я пришла с искренним желанием помочь каждому из участников группы. Я чувствовала себя после нескольких тренингов уже такой многоопытной, такой доброй, все понимающей. Но от одной расстановки к другой меня почему-то выбирали на роли то злой мачехи, то недовольной свекрови, то тупой начальницы. Во мне нарастало раздражение по отношению к участникам группы: я такая хорошая, а они все меня с грязью смешивают!
Замечу, что во время расстановки слова произносятся редко, иной раз расстановка, которая длится час, а то и дольше, вообще проходит при общем молчании. И вот это самое ценное: тело и душа без всяких слов проявляют то, что сидит внутри. После того тренинга я ехала домой очень загруженная, и вдруг, как озарение, чья-то посторонняя фраза, оброненная в трамвае за моей спиной двумя незнакомыми женщинами, привела к осознанию. Одна женщина говорила другой: «У меня на работе то же самое». Эта фраза, для меня вроде бы совсем посторонняя, проявила то, что произошло на тренинге, и то, что было у меня на работе: коллеги неосознанно считывали не слова, которые я им говорила, а то раздражение, или презрение, или равнодушие, которое было внутри.
Как ни странно это прозвучит, мы живем одновременно в двух реальностях. вроде бы параллельных, но в то же время постоянно сталкивающихся друг с другом, причем, почти ежедневно. Едешь утром на работу: с плаката смотрит на тебя прекрасная барышня с букетом цветов и написано «Все будет хорошо!». И тут место рядом освобождается, вдруг мелькает лицо доброго знакомого, с кем всегда есть о чем поговорить… И вот другая реальность (как правило, вечером, когда устаешь): люди толкаются, ругаются, оскорбляют друг друга, и даже если лично тебя это не коснулось, настроение все равно испорчено. Мир каждую секунду отражает то, что у тебя внутри. В обычной жизни требуются годы, чтобы это понять. На тренинге по методу Хеллингера осознание приходит за считанные часы, а то и минуты. И как я благодарна за эти минуты, проведенные на расстановках! Ведь они помогли мне сэкономить годы жизни. Годы унылой, беспросветной жизни, которые я перескочила и оставила в прошлом благодаря этим тренингам.
Зеркало реальности
В 90-е годы в Томске, как и по всей стране, появилось множество различных, так называемых духовных групп, сообществ, течений, которые обещали человеку вывести его из духовного тупика, освободить от депрессии, восстановить отношения с близкими, сослуживцами. По заданию редакции я посещала различные сообщества, чтобы рассказать о них читателям. Меня часто спрашивали: как отличить какое-нибудь новоявленное течение от секты? И на основании собственного эмпирического опыта я пришла к выводу: если впереди нового учения шествует ритуал - это секта. Если же на первом месте логика и метод - это действительно психологическая помощь. Бывало, что какая-нибудь «духовная группа» начинала свое очередное собрание с какой-либо общей речевки, мало отличающейся от молитвы, а то и просто мало понятного набора звуков, или с поклонов и приседаний перед портретом неведомого создателя нового течения, то есть шло некое взаимное зомбирование. И я делала для себя вывод: это больше похоже на секту. Но если занятие начиналось со свободного разговора, с общего поиска решения проблемы, я видела, что это действительно психологический тренинг.
Метод Хеллингера научил меня внимательно отслеживать реальность, которая отражает то, что внутри меня, и главное - корректировать эту реальность. Здорово, что в Томске можно этим методом воспользоваться, чтобы вывести себя из духовного тупика. А лучший проводник в освоении метода - психолог Людмила Попова, которой я бесконечно благодарна за спасенные от депрессии годы.