Женщина, которая пришла на тренинг, сама чувствовала, что живет не своей жизнью, а словно выполняет какую-то миссию. Она устала от непомерного чувства долга, который возложила на себя. Расстановка показала именно это: мама этой женщины тяжело болела, и дочь взяла на себя все проблемы и хлопоты мамы. Собственно, ситуация знакома многим – кто из нас не прибежит на помощь к самому близкому человеку, бросив все свои дела. Но расстановка показала и то, что дочь готова уйти в смерть вместо мамы. Но беда в том, что уходя в смерть вместо родителя, человек не решает проблему отца или матери. Только наполнившись своей жизненной энергией, он может помочь своим близким.
Эта расстановка сильно задела и меня. Ведь моя мама тоже умирала от рака, и я готова была уйти вместо нее, лишь бы ей помочь.
Хеллингер на своих семинарах часто показывал с помощью какой-нибудь расстановки, как сын или дочь готовы уйти в смерть вместо матери или отца. Он даже предлагал озвучить это. Заместителю сына или дочери предлагалось сказать фразу: «Лучше уйду я, чем ты». Иногда сказать эти слова предлагает на тренинге и Людмила Попова, и бывает, что одной этой фразы достаточно для того, чтобы в человеке прорвало какую-то невидимую плотину, и он выплеснул из себя всю свою боль и скорбь. После такого прорыва, как правило, наступает облегчение, человек словно сбрасывает что-то с себя и начинает жить своей жизнью. Не всегда это происходит сразу, но когда случается, даже внешне заметно: лицо молодеет, глаза блестят, меняется походка, жесты. Иначе, как освобождением такой прорыв не назовешь. Я пережила это состояние, оно не забывается.
Моя мама была очень обидчивым человеком. Она обижалась на свою маму (мою бабушку), на сестер, на родственников своих и своего мужа (моего отца). А на папу обижалась больше всех. Постоянно обижалась она и на нас, детей. Причем, это были не просто мелкие недоразумения. За любую провинность она наказывала нас своим молчанием, которое могло длиться неделями. Она просто переставала замечать тебя, как будто ты не существуешь, и это было страшно. Но это была моя мама, и я все равно ее любила. Когда она умирала, медленно и мучительно, она обиделась на нас с братом за то, что мы не могли найти рыбу муксун, которую она любила. Мы объездили все городские рынки, но муксуна тогда не было в продаже. Мы долго еще оставались под гнетом ее обиды, даже когда схоронили ее. Только тренинги помогли мне снять этот груз.
Через несколько лет у меня самой случился инфаркт, и моя дочь пережила то, что когда-то переживала я. На тренинге я увидела свою ситуацию. Когда в расстановке у молодой женщины встал выбор: начать жить самой или спасать свою мать, я поняла, что перед таким же выбором невольно ставлю и я свою дочь. Это был тяжелый момент для меня. Я поняла, что должна сама нести ответственность за свое здоровье и свою жизнь, иначе моя дочь так и будет существовать с оглядкой на меня. Однако нельзя идти вперед, если все время оглядываешься назад.
Тренинги по семейным расстановкам помогают избавляться от прошлого - от обид, страхов, зависимостей. Неважно, твоя идет расстановка или кого-то другого. В любой из них находишь что-то, что важно именно для тебя. И когда осознаешь проблему, видишь ее, с ней легче справиться.
Конечно, можно ничего не решать, бежать по жизни, как белка в колесе. И хлебать полной ложкой все те же обиды, которые хлебали ваши родители, дедушки и бабушки. Но тогда в последний свой час не задавайте себе вопрос: «За что мне это?» Когда вы знаете про метод Хеллингера и можете сами ответить на этот вопрос задолго до смерти и можете все изменить, «выпрыгнуть из колеса», но не делаете этого – в этом случае спрашивать «За что мне это?» будет уже просто лукавством.