«В доброй семье и в холод тепло». «Дерево держится корнями, а человек – семьей».
Много пословиц и поговорок сложено о семье. Семейный очаг – место, где человек отдыхает, восстанавливается, набирается сил. С родными людьми можно поделиться своими трудностями, посетовать на неприятности, получить поддержку и помощь близких. В счастливой семье, между любящими партнерами действует жизненная арифметика – трудности и неурядицы легче переносятся, поскольку делятся пополам между супругами, а радости и успехи умножаются.
Поддержка, сопереживание, одобрение близкого человека придают сил, вдохновляют и помогают справляться с личностными, профессиональными, житейскими кризисами. Ответственность за совместную жизнь, прочность союза делится между супругами поровну.
Как же рассматривать ситуации, когда партнер совершает неблаговидные поступки – бьет, унижает, предается зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой и другим)? Причастен ли к этому супруг/супруга? Здравый смысл подсказывает, что нет. Кому же придет в голову, что жертва домашнего насилия сама провоцирует тирана на скандалы, побои и унижения? Социум относится с осуждением к агрессорам и сочувствием к тем, кто от них пострадал. Берт Хеллингер утверждает, что отношения тирана и жертвы – всегда взаимодействие. И оба партнера, независимо от их роли, в одинаковой мере участвуют в этих взаимоотношениях.
С пониманием этого на расстановку обратилась Людмила. Женщина, прожив 50 (!) лет в браке, признавала свою ответственность за семейные отношения. Причиной прихода Людмилы стала алкогольная зависимость мужа. Женщина предполагала, что она причастна к этому пристрастию и считала себя созависимой. Достойна уважения такая позиция. Ведь значительно проще осуждать действия мужа, перемывать его косточки с сочувствующими подругами и соседками. Людмила поступила иначе. Она задалась вопросом: почему является созависимой? И чтобы увидеть причину этого, обратилась к расстановке. Были выбраны заместители женщины и ее созависимости. Фигуры явно симпатизировали друг другу, улыбались, заместительница Людмилы позволяла себе легкое кокетство со свей зависимостью. Вскоре женщина узнала, кто находится перед ней. Это был мужчина, муж родной сестры. В юности сестра Людмилы стала встречаться с молодым человеком. Их отношения развивались, вскоре его представили семье и юноша безоглядно влюбился в сестру своей невесты. Людмиле он тоже был очень симпатичен, но из соображений морали она считала невозможными и недопустимыми чувства к жениху родной сестры и подавляла их. Вскоре девушка, героиня нашего рассказа, познакомилась с другим юношей, который в последствии стал ее мужем. Шли годы, Людмила была верной и заботливой супругой. Но чувства к другому мужчине, хоть и спрятанные, продолжали жить в ее сердце. Сестра Людмилы также вышла замуж за своего жениха. Семьи находились рядом, дружили, помогали друг другу, и казалось, что юношеские чувства Людмилы и ее зятя угасли. Между ними не существовало никаких отношений, кроме родственных, но грусть по нереализованным чувствам продолжала жить. В расстановке глаза заместителей Людмилы и того мужчины встретились. Непередаваемы та печаль и боль, которые читалась в этих взглядах.
При виде представившейся картины стало возможным по-иному взглянуть на пристрастие мужа. Как тут не залезть в бутылку, чувствуя, что самый близкий тебе человек в глубине души любит другого. А искренняя старательность Людмилы быть прилежной женой не способна была заменить любовь.
Жизнь не перепишешь заново. Психолог задала вопрос Людмиле: что она испытывает к мужу? Женщина перечислила уважение, благодарность, симпатию и другие глубокие чувства, которые их связывали. Именно из этих "кирпичиков" и строилась много лет сохранялась семья Людмилы. Несмотря на все неурядицы, это строение и сейчас достаточно прочное.