Жил-был в лесу зайчик. Всего-то он боялся. Хрустнет ли в лесу веточка, вспорхнет птичка, зайчик уже дрожит… Кажется, эта детская сказка и послужила основой для сценария фильма «Зайчик», который вышел на экраны еще в 1964 году. Добрый старый фильм из советской эпохи. Впрочем, фильм по сути своей антисоветский, до сих пор удивляюсь, как вообще его тогда выпустили на экран. Однако нас в контексте метода Хеллингера интересует не социальная направленность, а психологическая составляющая фильма, что гораздо важнее.
Тот самый маленький человек, воспетый еще Гоголем, никуда не делся и в советскую эпоху, и сегодня. Он старается идти по жизни так, чтобы никого и ничего не задевать, оберегает себя от проблем и неприятностей, но постоянно в них попадает. А главная неприятность – это болезнь, которую маленький человек старательно в себе взращивает именно своим страхом перед жизнью.
Часто впервые посетившие тренинг по методу Хеллингера пугаются того, что в расстановке проявляются какие-то трагические события, безвременные утраты из прошлого. Людям свойственно пугаться самой мысли о смерти, и большинство предпочитает «не смотреть в эту сторону», даже в том случае, когда смерть кого-то из кровных родственников влияет на жизнь и здоровье живущих сегодня. (Вспомним те же «наследственные» заболевания – у бабушки был рак, у мамы был рак, и страх при воспоминании об этом отравляет жизнь).
Кинокомедия «Зайчик» помогает снять этот страх, разворачивая действие так, что именно преодоление страха смерти помогает главному герою справиться со своими проблемами.
Нелепый, заикающийся, неуверенный в себе герой вдруг слышит, что жить ему осталось всего месяц! (На самом деле произошло недоразумение, но человек по фамилии Зайчик этого не знает). И вот это знание о скорой смерти вдруг преображает героя. Он становится решительным, настойчивым, активным. Он торопится совершить как можно больше добрых дел: спорит с начальством, объясняется в любви девушке, пытается спасти провальный спектакль в театре, где работает гримером, высаживает во дворе деревце, рушит ненужный забор и т.д. Словом, он делает то, на что прежний застенчивый Зайчик никогда бы не решился. В фильме очень точно подмечено, что как только начинает меняться главный герой, меняется и его окружение. Директор, который раньше кричал на него, теперь объявляет ему благодарность, девушка, которая относилась к нему жалостливо и насмешливо, влюбилась в него, другие начинают не просто замечать Зайчика, но и интересоваться его мнением… То же происходит и с участниками тренингов. Некоторые, проработав 20-30 лет на одном предприятии, боялись слово сказать начальству в свою защиту, а после тренингов почувствовали силу, чтобы проявить инициативу, потребовать повышения зарплаты или снижения нагрузки.
Близость смерти, понимание того, что жизнь надо использовать здесь и сейчас и другого времени уже не будет, будто дает герою фильма силы. Нечто подобное происходит и на тренингах по методу Хеллингера. Не раз участники говорили о том, что всего за два дня, участвуя в расстановках (и своих, и чужих) прожили столько судеб, получили такой жизненный опыт, который в обычной жизни могли бы получить за все десять лет, а то и не получили бы вовсе.
«Я в твои годы шестерых детей имел!» – наставляет гримера Зайчика один из товарищей по сцене, - «Пеленки, скандалы, болезни… Чувствуешь, что живешь!» А Зайчик? Он чувствует, что живет? Нет, он это начинает чувствовать, только когда появляется страх смерти. Это один из важнейших парадоксов нашего мира, но именно близость смерти делает нашу жизнь более насыщенной, яркой, осмысленной.
Можно, конечно, двигаться по жизни «на цыпочках», стараясь никого не задеть, никого не обидеть, не привлечь ничье внимание. Но эта жизнь не столь безобидна, как кажется. Ведь загнанный в подсознание страх прорастает неудачами, разочарованиями, болезнями, и тогда, хотите вы того или нет, рано или поздно вам придется делать выбор: бояться дальше или начать жить?