Ближайшие «Семейные расстановки» 14-15 декабря 2024г. Запись по телефону 8-913-857-57-71

А был ли мальчик?

«А был ли мальчик? Может, и мальчика-то никакого не было?» Напомню, откуда взялась эта, ставшая классической, фраза. В романе Горького «Жизнь Клима Самгина» маленький Клим стал свидетелем трагедии: на его глазах другой мальчуган  провалился под лед. Клим закричал, подбежали взрослые, стали баграми и палками долбить лед. Но, видимо, река в этом месте имела сильное течение. Тело ребенка так и не обнаружили. Вспотевшие и уставшие взрослые, в конце концов, прекратили поиски, и кто-то из них начал спрашивать раздраженно: «А был ли мальчик? Может, и мальчика-то никакого не было? Померещилось…» Между тем, Клим ясно видел перед собой застывшие от ужаса глаза этого мальчика. Потом на протяжении всей жизни в трудные моменты он все видел эти глаза. Собственно, и лейтмотив всего романа об этом – а был ли сам Клим Самгин в этой жизни? Роман о нереализованности творческого начала в человеке. Был человек – и нет его, как того мальчика, утонувшего подо льдом.

На последнем тренинге одна из участниц заявила тему – о творческом начале в своей жизни. При этом она, женщина, безусловно, яркая и талантливая, не могла определить для себя, каким именно творчеством хотела бы заняться. Поставили фигуры, в том числе, и фигуру Творческого потока. В процессе расстановки фигуры взаимодействовали, переходили с места на место, что-то чувствовали, выявляли какие-то нерешенные проблемы. Но вот что интересно: Творческий поток, который сам должен был найти себе место в этом скоплении фигур, так это место и не нашел! Едва он начинал говорить о каких-то своих ощущениях, его перебивали: «Помолчи, сейчас это не важно! Важно вот это!»  Поскитавшись какое-то время среди других, более «громких» фигур, Творческий поток в результате тихо сел за кругом и как бы «угас».

 

Не так ли случается и в жизни? Послушный ребенок (чаще всего послушными оказываются именно девочки) растет среди рационально настроенных взрослых. Балет (танцы, музыка, рисование, поэзия) – это прекрасно, но не лучше ли изучать химию или физику, или биологию, медицину – словом, то, что даст реальную профессию?! И послушная девочка корпеет над учебниками, задавливая творческие порывы поглубже: вырасту, тогда решу, а пока маме с папой виднее. Собственно, та же химия, физика или биология – науки, вовсе не лишенные творческого начала. И те дети, которые изначально были к ним предрасположены, прекрасно в этом творческом потоке себя ощущают. Но если ребенок – явный «гуманитарий», и при этом вынужден ломать себя, чтобы стать физиком, архитектором или бухгалтером, тут и возникает комплекс нереализованности, который позже проявляется болезнями, депрессией, ранним угасанием.

 

Может ли здесь помочь тренинг? Безусловно. Конечно, вряд ли во время семейной расстановки вы получите четкий ответ: взяться вам за кисть или за перо? Но если в вашем роду кто-то уже рисовал, писал, танцевал или лепил из глины, и эта фигура в расстановке как-то проявляется, скорее всего, это подсказка для вас. У меня, например, не раз на разных тренингах проявлялась фигура бабушки, которая прекрасно рисовала и шила одежду – от нижнего белья до очень модных пальто. И мне рисование и шитье также давалось с легкостью. Если бы осознавала эти подсказки судьбы раньше, возможно, моделирование одежды стало бы моей профессией. Но тренингов по методу Хеллингера в то время, когда я выбирала профессию, не было. Впрочем, грустить об этом – пустая трата времени и энергии. А вот к рисованию после семейных расстановок я вернулась. Иногда, когда какая-то проблема или идея никак не отходит, мне ее достаточно «прорисовать». Знаю людей, которым удается решить какую-то задачу, «протанцевав» ее под зажигательную музыку или вылепив из пластилина.

 

Творчество – это дар Божий. Оно дается не в нагрузку, а в помощь. Не важно, в каком возрасте, не важно, будет ли кто-то его оценивать или вообще никто не увидит, не важно, в конце концов, будет ли результат творчества стоить каких-то денег или нет, важно только то, что оно помогает жить и чувствовать себя реализованным человеком. Не верьте тем, кто утверждает, будто творчество – это лишь тяжкий труд. Творчество потому и творчество, что это, прежде всего – праздник для души. Вспомните хоть Пушкина «И руки тянутся к перу, перо – к бумаге, минута – и стихи свободно потекут…»

 

Сколько бы ни было вам лет, согревайте свою душу творчеством. Иначе она просто уйдет под лед суеты и быта, и ничего не останется. Разве что кто-то посторонний и равнодушный спросит: «А был ли мальчик? Может, и мальчика-то никакого не было?»