Ближайшие «Семейные расстановки» 14-15 декабря 2024г. Запись по телефону 8-913-857-57-71

Как из трагедии сделать сказку

Жила-была одна девочка. Она была старшей в семье банковского служащего где-то в захолустье Австралии. Жили они бедно, потому что папа ее пил и, судя по отношению взрослых к нему, был неудачником. Но для девочки папа был прекрасным сказочником и даже немножко волшебником. Она любила его больше всех на свете, любила до такой степени самозабвения, что когда ему требовалась выпивка, девочка находила ее, и даже монетки, которые иногда ей перепадали от родственников, готова была потратить на выпивку, чтобы доставить отцу удовольствие. Однажды она подошла к папе с двумя монетками, а он послал ее купить груш, и пока она бегала за этими грушами, папа умер. С тех пор она возненавидела груши… Она не могла простить себя за то, что отец умер, а ее не было рядом.

Эта девочка выросла и стала знаменитой писательницей. Звали ее Памела Треверс, и написала она чудесную сказку про Мери Поппинс, этой книжкой зачитывались дети первой половины ХХ века, да и сейчас читают и перечитывают многие дети во всем мире.

 

Двадцать лет знаменитый Уолт Дисней, создатель Микки Мауса и империи «Диснейленд», уговаривал Памелу Треверс продать ему авторские права на экранизацию произведения. И все двадцать лет она ему отказывала. Между тем, ее дела шли все хуже, она жила в Англии, одна, довольно бедно, дом ее могли забрать, служанка ушла. И вот литературный агент все-таки уговорил ее съездить в Америку по очередному приглашению Диснея, ведь поездка ни к чему ее не обязывает, она может и не подписывать контракт.

 

В Америке ее  приняли по-царски, создали все условия для работы над сценарием, выполняли все ее прихоти. Сценическая группа ходила перед ней на цыпочках… Но вздорная тетка, измотав всем нервы, вернулась в Англию, так и не подписав контракт. А когда она пришла в свой дом, к ней постучали: это был Уолт Дисней, прилетевший на следующем же самолете.

 

Он понял, почему она не может расстаться со своей «Мери Поппинс». Он раскопал ее прошлое, и увидел, что вся ее жизнь была посвящена памяти отца, она даже псевдоним «Треверс» взяла потому, что так звали ее отца. И мистер Бэнкс, герой произведения «Мери Поппинс», имел вполне реальный прототип – ее папу. Именно Дисней посоветовал Памеле простить себя. Он рассказал о своем безрадостном детстве, когда ему приходилось лезть через сугробы, чтобы доставить людям газеты, и как иногда он падал от усталости и засыпал прямо в этих сугробах. Он рассказал об отцовском ремне с тяжелой пряжкой, которой ему доставалось, если он не исполнял свою работу.

 

И вот сидят рядом два пожилых человека, и каждый вспоминает про своего «мистера Бэнкса», вспоминают о тех невзгодах, которые пережили в детстве и которые до сих пор не отпускают Памелу. Да-да, Памелу, потому что сам Уолт сумел вырваться из власти прошлого, и теперь он помогает ей найти свой новый путь. После этого разговора она подписала, наконец, все бумаги, а когда фильм вышел на экраны, приехала на премьеру в империю Диснея. Она сидела в зрительном зале, смотрела на веселый мюзикл и плакала. Но это были слезы освобождения…

 

Фильм «Спасти мистера Бэнкса» повествует о реальных фактах. Но это не биографический фильм. Это скорее психологическое исследование того, как образы детства влияют на всю последующую жизнь. В фильме есть один особо драматический эпизод, когда мать Памелы, отчаявшись, решается на самоубийство. Днем девочка разыскала и отдала отцу припрятанную матерью бутылку спиртного, он напился, и ему стало плохо. Мать не ругает девочку, она понимает, что та это сделала из любви к отцу. «Когда-нибудь ты поймешь и меня», - говорит она дочери и уходит к реке. Памела догоняет маму, когда та уже идет в воде  по самое горло. Девочка бросается, догоняет маму, обнимает ее, и это срабатывает: мать словно очнулась… Но не этот ли эпизод в дальнейшем приведет Памелу к одиночеству?

 

Часто на тренинги приходят люди, которые никак не могут примириться с утратой. Они винят себя, считают, что были недостаточно внимательны и заботливы, что если бы они сделали вот это или не сделали бы вот того, то, может быть, их родные были бы живы? Это вполне естественные мысли при большой потере, но есть опасность застрять в этих мыслях и потратить на оплакивание всю жизнь.

 

А как же сама Мери Поппинс? Она-то откуда взялась в фантазиях Памелы? Оказывается, у этой сказочной няни был реальный прототип – сестра матери, тетя, которая приехала в самый тяжелый момент для семьи, когда отец уже умирал. Именно тетя (которую папа девочки недолюбливал и побаивался) стала тем добрым гением, который вдохновил будущую писательницу.

 

Памела Треверс сумела найти свой путь, начав писать, однако полвека, лучшая половина жизни ушла у нее на оплакивание прошлого, и кто знает, если бы не Дисней, возможно, и вторая половина жизни ушла бы на то же.

 

«Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда…»

 

Эти строки Ахматовой как раз об истоках творчества. Творчество может стать спасательной шлюпкой для понесших тяжелую утрату, однако само по себе творчество не освобождает от мук совести и детских комплексов.

 

Тренинги по методу Берта Хеллингера помогают людям, потерявшим своих близких, пережить и отпустить прошлое. Ведь те, кого мы потеряли, вовсе не хотели бы, чтобы вся наша жизнь ушла на сожаления.