«Хочу быть заместителем!», «Хочу быть статистом!» - иногда именно с такой просьбой обращаются люди, которые побывали на разных тренингах по семейным расстановкам, но никогда не были на тренингах Людмилы Поповой.
Не берусь судить, по какой причине они решили, что они могут стать кому-то заместителем, но, видимо, здесь все-таки нужны кое-какие разъяснения.
Когда группа собирается на семейные расстановки, которые ведет Людмила Попова, никто заранее не знает, чьим будет заместителем, и кого выберет в собственную расстановку.
Вот собрались люди, чаще всего, незнакомые друг с другом, уселись на свои коврики на полу, познакомились (кто-то назвал имя, фамилию, а кто-то – псевдоним, это не важно). А потом самый смелый из собравшихся хочет, чтобы его расстановка была первой. Он садится рядом с психологом, формулирует свою проблему, с которой пришел. И только затем начинает выбирать заместителей, причем, не одного, а нескольких. Иногда в расстановке участвуют все.
- Маша (Даша, Лена, Инна), я прошу тебя быть моим заместителем, - внимательно оглядев всех, говорит заказчик расстановки. Выбирает заместителей спонтанно, повинуясь какому-то своему внутреннему видению. И, как правило, тот, кого выбирают, пришел на тренинг с созвучной проблемой (или имел ее в прошлом)! Это очень важный момент.
Таким же способом выбираются заместители мамы или папы, сестер, братьев, мужа, жены, детей, - словом, всех тех, от кого зависит решение проблемы. Иногда в расстановку выбирают фигуру Денежного потока, Болезни, Здоровья, Карьеры… Бывает, что во время расстановки кто-то сам выходит в круг и начинает воздействовать на остальных.
- Кто ты? – спрашивают его.
Прислушавшись к своим ощущениям, человек проговаривает:
- Возможно, я имею отношение вот к этой (или той) фигуре, мне хочется ее защитить. Скорее всего, я родной по крови, возможно, бабушка или дедушка? А может – сестра?
То есть, человек становится заместителем кого-то из рода по наитию, потому что у него в душе эта ситуация вызывает отклик, а значит, в его собственной жизни тоже существует эта проблема, и участвуя в «чужой» расстановке, он соприкасается и со своей проблемой.
Бывает, в расстановку входит фигура, которая пытается занять особое, лидирующее место и для этого даже поднимается на стул, как бы давлея над всеми.
- Кто ты? Кем себя ощущаешь? – спрашивает психолог.
- Я не человек, - прислушавшись к себе, говорит фигура, - скорее всего я – Система, какой-то порядок вещей, рок, судьба или что-то такое…
Зная нашу историю, в которой были и голод, и революции, и раскулачивание, и репрессии, стоит ли удивляться, что фигура Системы появляется в расстановках довольно часто.
Согласитесь, невозможно для такой расстановки заранее определить заместителей. Все это делается по интуиции, при свободной воле, при очень тонких порывах души, и в этом вся феноменальная прелесть метода!
Помню, как на одной из моих расстановок, когда моя заместительница уже села на колени и готовилась лечь рядом с фигурой недавно умершего брата, в расстановку буквально щучкой проскользнула Лера (которая и не участвовала в этой расстановке). Она схватила мою заместительницу за волосы (не больно, но ощутимо) и принялась тянуть ее вверх, пока не подняла на ноги.
- Кто ты? Кем себя чувствуешь? – спросили ее.
- Я не родня по крови, - ответила Лера, - но это близкий мне человек, и я должна ее вытянуть! Может, я – подруга, или муж, или любовник?...
Этот тренинг много изменил внутри меня и вокруг меня. А помощь Леры и моего заместителя – Иры, вообще оказалась бесценной. Но самое интересное, что и Лера, и Ира в тот раз не собирались даже на тренинг, каждая решила пойти в последнюю минуту. Будто что-то их притянуло. Они мне очень помогли, при этом решив и какие-то свои внутренние задачи. Трудно представить, что они пошли на «семейные расстановки», чтобы побыть у кого-то заместителем.
И еще об одном хотелось бы сказать. Человек, который пришел на «семейные расстановки» впервые, как правило, думает, что он решит один какой-то конкретный вопрос, и на этом его участие прекратится. На самом же деле, участвуя в «чужих» расстановках, человек продолжает решать свои и только свои проблемы. И вместо одной, решает сразу десять, а то и больше (в зависимости от того, на какие роли его выбирают и выбирают ли вообще).
«Семейные расстановки», которые проводит Людмила Попова (и которые она сама много раз проходила под руководством Берта Хеллингера) – это уникальный и мощный метод. Этот метод помогает комплексно решить самые сложные и запутанные ситуации. Здесь невозможно солгать или «сыграть». Но это метод, который требует высокого профессионализма от ведущего психолога, и здесь нельзя положиться как на случайного ведущего, так и на случайного «заместителя».