Наряду с другими видами психологических тренингов Людмила Попова проводит и бизнес-расстановки. При некоторых общих чертах с семейными расстановками бизнес-расстановки имеют принципиальное отличие. Если в семейной расстановке вы решаете проблемы своего рода, то есть, идете вглубь времени или заглядываете вперед, работая над благополучной судьбой ваших детей, то в бизнес-расстановке вы решаете проблемы вашего предприятия здесь и сейчас – фронтально.
Общее же с семейными расстановками в том, что любой бизнес, любая производственная структура – это такой же живой организм, как и семейная система. И, оказавшись в ней, человек чувствует дискомфорт, если порядок в этой структуре нарушен. Причем, название «бизнес-расстановки» вовсе не означает, что речь идет только о предпринимателях. Порядок отношений может быть нарушен в какой угодно организации – в суде, в собесе, в прачечном тресте… Иногда именно личностная динамика руководящего состава влияет на успешную работу всего предприятия.
Как правило, на одном тренинге проводятся одна-две бизнес-расстановки. Принципы здесь те же, что и в семейных расстановках: конфиденциальность и полная открытость. Действительно: участники тренинга не знают ничего о бизнесе заявителя, видят его в первый раз, не знают, на какие роли их выберут, и, благодаря этому достигается чистота и непредвзятость в расстановке.
Фигуры расставляет сам заявитель. И как только он их расставит, начинается самое интересное.
- Я не могу здесь стоять, мне здесь плохо! – заявляет одна фигура.
- А мне вообще ничего не видно, не понимаю, чем я здесь должен заниматься!
- Зато мне очень хорошо, - утверждает третья, - я беру на работе то, что хочу, и никто меня не контролирует!
И пока все фигуры не выскажутся, ситуация не меняется. Иногда заказчик расстановки относится с недоверием к тому, что говорят ему со своих мест заместители его структурных подразделений или партнеров по бизнесу. И напрасно: ведь он сам расставил фигуры подобным образом, именно так он представлял свое дело и его исполнителей. А фигуры лишь отражают ситуацию, которая сложилась в его фирме. Им нет надобности хитрить и лгать – они лишь показывают то, что есть на самом деле.
Помню, как в одной из бизнес-расстановок меня выбрали на фигуру «семьи» заказчика расстановки. Я стояла почти за общим кругом, меня повернули лицом к стене, мне было холодно и тревожно. Стало обидно до слез.
- Я здесь ничего не значу! – невольно возмутилась я, - меня за человека не считают, я как мебель! Мне ничего не видно, я не понимаю, что творится вокруг!
- Я лишь хотел оградить свою семью от хлопот, - растерялся заявитель расстановки. Но я говорила то, что чувствовала, и как выяснилось, была права. Жена заявителя расстановки действительно чувствовала себя очень плохо с тех пор, как он открыл фирму. Она не могла сказать этого прямо, видимо, и сама не могла сформулировать, чем недовольна. Но, как после расстановки подтвердил сам бизнесмен, конфликты по поводу его работы возникали в семье довольно часто.
Кстати, в бизнес-расстановке другого бизнесмена фигура «семьи» сама ушла за круг и сказала:
- То, что там творится, мне неинтересно. Я вижу фигуру своего мужа, и мне этого достаточно.
После того, как все фигуры выскажутся, начинается процесс «оздоровления» фирмы. Иногда сам заказчик расстановки переставляет фигуры по-новому. Бывает, что они находят себе место там, где им комфортнее. И тогда структура фирмы приобретает законченный вид: кто-то может оказаться не у дел, кто-то получает повышение, осваивает новую специальность или уходит из фирмы. В любом случае расстановка помогает руководителю увидеть свое дело со стороны, выйти из замкнутого круга повседневности и наметить перспективу роста. На некоторых бизнес-расстановках заявители даже зарисовывали расположение и передвижение фигур, которые олицетворяли для них наиболее значимые структуры производства.
Бизнес-расстановки помогают понять, как выстраивается энергетическая модель фирмы или предприятия, где слабые звенья, где непродуктивный расход сил, энергии и денег, а где вложения и инвестиции принесут прибыль.